А. Лазо
Из огромного количества сделанных В.В. Лебедевым рисунков художник выбрал для воспроизведения здесь то, что ему больше нравится, то, что его радует и, наверно, так же обрадует зрителей.
Первый персонаж, с которым мы знакомимся - Толстяк из веселой сказки С. Маршака и В. Лебедева "Мороженое". Он бежит, катится, и сам похож на круглые шарики мороженого, оплывшие, размякшие в жару.
Дальше вы увидите отдельные страницы из книги "Цирк" С. Маршака и В. Лебедева, которая сделана в 1924 году, в первый год их совместной работы. Если Самуил Яковлевич Маршак не только поэт, но и художник, то в той же мере это относится и к Владимиру Васильевичу Лебедеву - он не только художник, но и поэт. Эта его работа не была иллюстрацией готового текста. Книга была задумана художником, поэт делал подписи к готовым рисункам.
Афиша "Цирк". Художник использует только два цвета: черный и красный. Оказывается, такое сочетание может быть веселым и праздничным.
Следующая картинка: цирковой номер Человек-птица. К черному и красному прибавились зеленый и желтый цвета, но дело не только в увеличении гаммы красок, а в том, как в рисунке передано движение. Кажется неправдоподобным, что клоун может держаться на вершине зыбкого сооружения из двух стульев и покачнувшегося стола. Но в этом секрет привлекательности циркового представления; в нем все на первый взгляд невозможно, неправдоподобно, как в сказке; замирает пораженный зритель, а на арене артисты легко и пластично проделывают самые невероятные трюки. Это ощущение эмоционально и динамично передал художник, передал скупыми средствами, ограничив рисунок сверху и снизу, как рамкой, такими же скупыми и емкими строчками текста. Буквы, их расположение, размер и цвет шрифта являются составной частью рисунка, а не словесным довеском и пояснением. Все сказанное выше целиком относится и к следующему рисунку Клоуны.
Художник не переносит на бумагу все что он видит, а отбирает самое характерное. Во всех цирках мира арена - круг одного и того же диаметра, как близнецы похожи персонажи-униформисты и оркестранты. А самое захватывающее, интересное в цирке - это то, что происходит на арене. На этом сосредоточил свое внимание художник, отбросив все остальное, оголив действие.
Клоун-рыболов в чем-то сродни толстяку из книги "Мороженое": в нем все намеренно бутафорское, преувеличенное. Но посмотрите на ослика - он настоящий, живой: так характерны семенящие движения его ножек, словно готовых подломиться под громадной фигурой клоуна. Одной закорючкой художник обозначил глаза, а смотрят они так печально! Лебедев любит и знает животных, рисует их с самого детства, и поэтому они у него всегда с характером, с настроением, со своими индивидуальными особенностями.
И вот завершающий рисунок из книги "Цирк" - Наездница. Меняется цветовой ритм, вместо строгой рамки черного шрифта - красные пылающие буквы. Кажется, зажглись все огни на арене, сверху из оркестра гремит традиционный марш: - Гоп. Гоп! Гоп. Алле! - и хочется отбивать такт ногой и ладонями скандировать: Гоп! Гоп. Алле! - вслед прекрасной мисс Дженни, гарцующей на коне. В этом рисунке - цвет и свет, музыка и радость, и движение. Как достиг этого художник? - не объяснишь - в этом секрет настоящего искусства.
После знакомого нам уже толстяка, снова обложка книги С. Маршака и В. Лебедева "Вчера и сегодня". Черная половина листа - "вчера", красно-голубая - "сегодня". В этом рисунке не только цвет, но и форма шрифта несут эмоциональную и смысловую нагрузку, говорят со зрителем.
Сгорбившаяся старуха с керосиновой лампой, мужик с ведрами и писарь-чиновник уходят, как черные призраки прошлого.
На нижней красной половине листа победно шагают электромонтер, водопроводчик, машинистка. С тех пор как были сделаны эти рисунки и до сегодняшних шестидесятых годов прошло целое сорокалетие, но они не устарели, советская эпоха живет в этих персонажах.
Титульный лист из той же книги, решенный как старая вывеска, показывает предметы старого быта, которые определяли и внешний и духовный облик людей уходящего "вчера".
В рисунках книги "Вчера и сегодня" и в близкой к ней по времени книге "Багаж", обложка которой воспроизведена здесь, остро чувствуется сатирическая направленность, способность художника к метким гоголевским характеристикам. Дама в мехах, экипаж - в этом рисунке характерные признаки времени, которое принято называть нэп.
В рисунках тридцатых годов и более поздних предвоенных и послевоенных лет художник ближе подходит к своим героям, пристальнее всматривается в них. Девочка с котенком, малыш в меховой шубке, который не боится мороза, и мальчик с лошадью - это не сусальные пай-детки, они, может быть, и некрасивые, но симпатичные, живые, настоящие. Художник сумел передать индивидуальные психологические черты каждого из них.
Рисунки Лебедева к детским книжкам Маршака всегда жизнерадостны - это настроение так хорошо чувствуется в "Веселых рисунках" и в обложке книги "Сорок семь сорок".
Острая наблюдательность всегда присуща рисункам Владимира Васильевича. Вот котята - их любят, наверно, все маленькие дети. На одном рисунке герой одноименной книги С. Маршака "Усатый-полосатый", играет бумажкой, привязанной за нитку; на другом - изображен озорной рыжий котенок из "Котят" С. Михалкова. Как живо переданы характерные кошачьи движения!
А рыжий жеребенок невольно вызывает улыбку. Лебедев хорошо знает повадки животных: мальчик не сумел коротко взять коня под недоуздок, и конь "забаловал", как говорят лошадники, норовисто вздернул голову, привстал на задних ногах.
И завершает подборку снова рисунок "Цирк", но сделанный уже в 1954 году. Художник поставил себе задачу дать общее представление о цирке, и поэтому не вдается в детали: арена освещена прожекторами, танцуют собачки и пони, а в глубине видны уходящие вверх ярусы кресел и зрители.
Вы познакомились с некоторыми работами большого художника. Творческая биография В.В. Лебедева началась еще до революции, он успешно работает и сейчас. Наверно, вы не раз еще встретитесь с ним в стенах музеев или на книжных прилавках.