"С. Маршак". Комплект из 12 фотооткрыток.
Издательство "Планета". Фабрика фотопечати. Москва, 1977. Обложка художника З. Суховой.
|
Если можно охарактеризовать моего отца одним понятием, я бы выбрал - движение. В нем не было ничего от инерции, застоя, скуки. Он умел "заводить" душевный механизм людей, нарушать их пассивность работой, юмором, радостью-игрой или любовью-заботой.
Друзьям, отмечавшим его 75-летие, отец сказал: "Скука - это зевок небытия. Вот Пушкин - это высшее бытие, жизнь... Я желаю вам главного - бытия!"
С.Я. Маршак родился в Воронеже. До четырнадцати лет учился в Острогожске. В 1902 году он приехал в Петербург, где ему посчастливилось познакомиться с В.В. Стасовым. Эта встреча круто изменила всю дальнейшую жизнь будущего поэта. Стасов познакомил его с А.М. Горьким, в семье которого затем Маршак жил два года.
Первые послереволюционные годы в Краснодаре. Здесь отцом был создан "Детский городок" - пристанище для детей-сирот: школа, кружки, мастерские и сердце городка - первый детский театр. В этом театре и в первой детской книжке Маршаком были выработаны принципы художественного творчества для детей. Они основывались на уважении к ребенку, превращении его в участника художественного процесса.
Ленинград. Самоотверженная работа отца с авторами сотен произведений в созданном им детском журнале и детской книжной редакции. Нередко замыслы книг рождались в беседах писателей с Самуилом Яковлевичем ("Лесная газета" В. Бианки, "Старая крепость" В. Беляева, многие книги Б. Житкова, М. Ильина и других). Недаром его называли "редактором замыслов".
Во время Великой Отечественной войны стихи отца регулярно появлялись на страницах центральных и фронтовых газет. В содружестве с Кукрыниксами он работал над боевыми плакатами, которые пользовались популярностью на фронте и в тылу.
Огромное место в творчестве отца занимала работа над переводами. На шекспировском съезде в 1957 году в Стратфорде Самуил Яковлевич так мотивировал свою приверженность делу поэтического перевода: "Искусство обладает волшебной способностью преодолевать преграды расы, национальности и традиции, заставляя людей сознавать свое всемирное братство. Научные технические успехи какого-нибудь народа завоевывают ему уважение и восхищение, но творения искусства заставляют всех полюбить этот народ".
В последние два десятилетия жизни отца наметилось еще одно направление его творчества: прямой душевный разговор с "талантливым читателем" (термин, введенный Маршаком) - об этических и эстетических воззрениях и художественном, цельном восприятии мира. В этот период появились его новые книги: "Воспитание словом", "В начале жизни", "Избранная лирика" и др.
Всю жизнь Маршак неустанно работал. Только за последний год жизни он подготовил к печати пьесу для детей "Умные вещи", сборник переводов его любимого поэта В. Блейка (он работал над ним в течение 50 лет), "Лирические эпиграммы". Эту книгу отец называл своим завещанием.
И. Маршак
|