По еврейской России. "Мосты культуры",
Москва, 2006. С. 145, 149-150.
Александр Акиньшин
В числе лиц, имевших право свободного выбора места жительства, необходимо назвать мастера-мыловара, Кайдановского мещанина Якова Мироновича Маршака (1855-1924), обосновавшегося с женой Евгенией Борисовной, урожденной Гительсон (1867-1917), в Воронеже в середине 1880-х годов. Он работал на мыловаренном заводе братьев Михайловых, находившемся на границе города и пригородной слободы Чижовки.
Здесь в октябре 1887 года родился известный русский поэт Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964). Семья вела свой род от талмудиста XVII столетия Ахарона Шмуэля бен Исраэля Койдановера (аббревиатура Махаршак).
В книге поэта "В начале жизни: страницы воспоминаний" отражены детские впечатления о Воронеже. Сопоставляя его с Витебском, куда потом переехала семья, Маршак пишет, что певучей еврейской речи "на воронежских улицах мы почти никогда не слышали". Упоминает он также лечившего его семью воронежского военного врача Вениамина Чериковера. В Воронеже родились также брат и сестра Маршака, Моисей (1885-1944), инженер-экономист, и Сусанна. В 1893 году семья покинула город.
С 1896 года семья Маршаков жила в Острогожске. В 1898 году будущий поэт сдал вступительные экзамены в гимназию, но из-за превышения в этот момент процентной нормы для евреев был принят только в ноябре следующего года (здание гимназии сохранилось в значительно перестроенном виде, ныне кинотеатр "Радуга" в городском саду). В 1901 году в семье родилась дочь Лия, в замужестве Прейс (1901-1964), ставшая писательницей под псевдонимом Елена Ильина. В 1898-1901 годах семья Маршак жила в доме М.О.Агаркова. Кирпичный одноэтажный дом сохранился (ул. Орджоникидзе, 133), на нем установлена мемориальная доска, посвященная поэту.
В 1901 году родители переехали в Петербург, а Самуил и Моисей остались в Острогожске, они жили у своего дяди М.Б.Гительсона. В сентябре 1902 года Самуил уехал к родителям, в Петербурге ему покровительствовали В.В.Стасов и семья Гинзбург. В воспоминаниях С.Я.Маршака нашел отражение гимназический быт, в 1930-е годы он переписывался с местным музейным работником Г.Н.Яковлевым.
Второй раз Самуил Маршак приезжает в Воронеж осенью 1915 года для очередного переосвидетельствования по поводу пригодности к военной службе.
По слабости зрения Маршака в армию не взяли, и на полтора года семейные обстоятельства задержали его в Воронеже. В 1916 году Маршак перебрался в квартиру М.Б.Гительсона (ныне ул. К. Маркса, 72). Вместе с женой Софьей Михайловной, урожденной Мильвидской (1889-1953), он работал здесь в еврейских благотворительных организациях. В автобиографии он писал: "...Я с головою ушел в работу, в которую постепенно и незаметно втянула меня своя жизнь. Дело в том, что в Воронежскую губернию царское правительство переселило в то время множество жителей прифронтовой полосы, преимущественно из беднейших еврейских местечек. Судьба этих беженцев всецело зависела от добровольной помощи. Помню одно из воронежских зданий, в котором разместилось целое местечко. Здесь нары были домами, а проходы между ними - улочками. Казалось, будто с места на место перенесли муравейник со всеми его обитателями". Одновременно Маршак активно занимался переводами английских поэтов В.Вордсворта и У.Блейка, которые печатались в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В январе 1917 года Маршак переехал в Петроград. Дом, в котором жил поэт, построен в 1913 году по проекту техника П.И.Медведева, он принадлежал дворянам Сомовым. В 1991 году на доме установлена мемориальная доска.
* * *
С 1899 года зубным врачом в Острогожской мужской гимназии был Михаил Борисович Гительсон (1875-1939), родной дядя С.Я.Маршака. Уроженец Витебска, он имел диплом Военно-медицинской академии, одновременно со службой в гимназии вел обширную частную практику в Острогожске. Его сыновья Теодор, (р. 1905) и Аркадий (р. 1906), учились в мужской гимназии, дочь Софья (р. 1902) - в женской гимназии. В августе 1916 года М.Б.Гительсон переехал в Воронеж, где уже жил его брат, тоже дантист, Яков Борисович Гительсон. Ему не удалось определить детей в казенные гимназии из-за отсутствия процентной квоты, и они завершали образование в частных учебных заведениях. (из очерка "Еврейская община в Острогожске").