Главная > О Маршаке

"Жизнь и творчество Маршака". - М.:
Детская литература, 1975. C. 156-159.

С. Маршак, В.В. Лебедев. Детям. -
Детская литература, Москва. 1967. С. 3-6.

И. Андроников

Создание двух мастеров

Предисловие к книге С. Маршака и В. Лебедева "Детям"

Кто из нас не читал тоненьких книжек, на обложках которых красовались слова: "Цирк", "Багаж", "Сказка о глупом мышонке", "Усатый-полосатый", "Откуда стол пришел?", "Разноцветная книга"... Их создавали имеете замечательный советский поэт С.Я. Маршак и замечательный советский художник В.В. Лебедев.

Бывает, что поэт и художник даже не знакомы между собой. Напишет поэт новую книжку - художник сделает к ней иллюстрации. Или художник нарисует картинки, а писателю предложат сделать к ним подписи. Нет! Самуил Яковлевич Маршак и Владимир Васильевич Лебедев работали по-другому. Они советовались во время работы. Помогали друг другу. И глубоко друг друга ценили.

Закончит Маршак новые стихи и сговаривается с Лебедевым по телефону. Встретятся. И обсуждают вплоть до мелочей, как будет выглядеть каждая страница новой книжки. То Маршак попросит изобразить какую-то важную для него подробность. То Лебедев посоветует переменить стихотворную строчку, употребить другое слово или немного сократить текст. Или, наоборот, приписать несколько строк. И когда у Лебедева бывали готовы рисунки - как хорошо я помню этот момент! - Самуил Яковлевич, быстрый, нетерпеливый, брал их в руки и, подняв очки на лоб, поочередно подносил картинки к самым глазам. И всматривался - внимательно и нетерпеливо. Делал негромко какие-то замечания. И, наконец, решительно выражал свое мнение.

- Очень хорошо! - заявлял он своим глуховатым, но энергичным голосом. - Очень интересно смотреть. Можно узнать характеры этих зверей. И поверить, что такие и разговаривать умеют. И говорят при этом по-русски. Превосходные вещи! Только вот, кажется, Владимир Васильевич, этот рисунок немного бледноват. И в стихах об этом сказано больше!..

Он читает стихи. И снова рассматривает картинки, уткнувшись в бумагу.

А Владимир Васильевич - высокий, дородный - только щурит при этом свои быстрые, веселые, наблюдательные глаза и тоже поглядывает на акварели: то повернет голову чуть влево и вбок, то чуть вправо...

- А текст где будет? На каком месте? - говорит Маршак озабоченно и, оторвавшись от рисунков, глядит на Лебедева уже сквозь толстые, словно слоистые стекла своих очков.

И Лебедев, тихонько сжав губы и как бы про себя улыбаясь, вытягивая шею из-за плеча Маршака, с величайшим изяществом намечает карандашиком пространство для текста.

- А не получится... - спрашивает Маршак и начинает смеяться, - не получится, что ваш конь лягает мои стихи?

Тут и Лебедев начинает смеяться. И весело всем.

В издательстве многолюдно. Вокруг Маршака и Лебедева стоят редакторы, молодые художники. Стоят авторы, пришедшие к Маршаку. И все внимательно слушают. И воспринимают обсуждение макета и разговор о том, какой должна быть иллюстрированная детская книга, как ценнейший урок. И слова двух блистательных мастеров запоминают на целую жизнь.

Началось это все в Ленинграде.

Более сорока лет назад при Государственном издательстве возникла редакция детской литературы. И душой этого дела стал С.Я. Маршак.

Что его побудило взяться за это? Скажу.

Советским ребятам была нужна хорошая детская книга. К юным читателям Маршак всегда относился с глубоким интересом и уважением. Хорошо зная изданные до революции детские книги, он понимал, что, по существу, детской литературы, как отдельной отрасли, в России не существует. Были превосходные книги - сказки Пушкина, "Конек-горбунок" Ершова, басни Крылова, стихи Некрасова, рассказы для детой Льва Николаевича Толстого, народные сказки... Но большую часть литературной продукции для детей составляли слащавые мещанские книжонки, написанные литературными ремесленниками. Алексей Максимович Горький говорил, что в подобного рода литературных поделках описывались "отвратительно-прелестные" дети, каких никогда не бывало в жизни. В свое время эту продукцию разобрал и, еще до того как стал сочинять свои веселые сказки, беспощадно высмеял в острых и смелых статьях Корней Иванович Чуковский.

После революции еще большей стала потребность в талантливых книгах, которые должны были рассказать юному читателю о великих событиях, о людях - простых и великих, о том, что окружает нас в жизни.

В эти годы стал сочинять Маршак свои умные и веселые книжки в стихах. Но не ограничился этим, а привлек к созданию книг для детей других писателей: Б. Житкова, В. Бианки, Л. Пантелеева, Н. Олейникова, Е. Шварца, Д. Хармса, Н. Заболоцкого, М. Ильина... Заинтересовал художника Лебедева. А за Лебедевым в детскую литературу пришли такие мастера иллюстрации, как Н. Тырса, Н. Лапшин, А. Пахомов, Е. Чарушин, Ю. Васнецов, В. Курдов. Стал работать еще один замечательный художник - В. Конашевич...

Теперь советская литература для детей может служить образцом книги - и воспитательной, и вместе с тем художественной в самом высоком значении этого слова. Подумайте! Сколько лет прошло с тех пор, как впервые были изданы стихи Маршака с рисунками Лебедева? Одним книжкам двадцать лет, другим - двадцать пять, а некоторым уже около тридцати и даже за сорок. Время идет. А разве постарели эти стихи и картинки? Нисколько! Из года в год их издают - и все не хватает. Это понятно. На каждой странице раскрываются удивительнейшие истории. Поэт рассказывает увлекательно и так необычно, с таким тонким юмором, что потом на целую жизнь поселяются в нашей памяти: и дама с корзинкой, картонкой и собачонкой, и Усатый-полосатый, и глупый мышонок, и храбрый еж. Скалит зубы лохматый волк. Упражняются искусные циркачи. И все это передает стих Маршака - звонкий, музыкальный, упругий, отточенный, емкий:

- Эй, кузнец,
Молодец,
Захромал мой жеребец.
Ты подкуй его опять.
- Отчего не подковать?
Вот гвоздь,
Вот подкова,
Раз, два -
И готово!

Читаю эти стихи Маршака, восхищаюсь их энергией, краткостью. И не могу спокойно глядеть на картинку. Так горяч и прекрасен нарисованный Лебедевым серый конь в яблоках, взвившийся на дыбы. И мальчик в розовой майке, который с силой сдерживает его за узду...

Несется карусель. Взлетает разноцветный мяч. Танцуют медведи. Спит котенок под одеялом. Разговаривают ребятишки. Мастерят что-то, складывают кубики. Играют в куклы серьезные девочки. А как хороша белокурая, с маленьким розовеньким носиком, в зеленой жакетке, с полевыми цветами в руке! Кажется, она шагнет сейчас со страницы и отдаст кому-то из нас этот собранный ею красивый букет. Сколько движения, жизни, сколько наблюдательности, поэзии в этих стихах и рисунках! Смотришь на этих ребят - и кажется, что дружил с ними, что знаешь их имена. И вкусы и характеры знаешь. Так достоверно перешла жизнь на эти страницы.

И таких создали поэт и художник славных людей с умной и прекрасной душой.

Каждый стих Маршака усилен точными, праздничными и, я бы сказал, нежными рисунками зоркого и необыкновенно точного, необыкновенно плавного художника. Целый мир раскрывается в словах и красках, когда мы читаем и перечитываем эти любимые книжки советских ребят.

(В кн.: С. Маршак - В. Лебедев. Детям. М., 1967.)

При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика