Главная > О Маршаке

Корни. - 2006. - № 30. - С. 167-173.

Анна Доценко

Самуил Маршак и Исаак Левитан:
жизненная и творческая судьба

Светлые рамы картин касались холодного пола.
Я издали золотой круг галерей оглядел -
Ближе дробились в луче блестящие тёмные фоны.
Надпись: художник и год. Город, столетье и школа.
Тёмные залы - века. Двери - столетий предел.
Живы великие дни, но пред ними воздвиглись колонны -
Памятник новым векам... А в далёком углу, за картиной,
Там, где окно и лучи, полдень струится, как дождь.
Это - живущее. Мы...
С.Я. Маршак.









Самуил Яковлевич Маршак (1887-1964) известен широкой публике прежде всего как автор замечательных детских книжек и блестящий переводчик В. Шекспира, В. Блейка, Р. Бёрнса, У. Вордсворта, Дж. Байрона, Д. Китса, Р. Киплинга, Г. Гейне, Дж. Родари, а также мемуарист и литературный критик. Однако мало кто из читателей хорошо знаком с оригинальной лирикой Маршака, заключающей в себе всю полноту и многогранность его творчества; лирикой, полной живого чувства и взволнованной экспрессии, афористичных строк и мелодичных строф. Но главное, чем пленяет поэзия Маршака - это неповторимое жизнелюбие, оптимизм и просветленная мудрость, подкупающая своей искренностью и простотою, любовь к жизни, к природе, к людям. Оригинальная лирика Маршака вне зависимости от жанра (философская, гражданская, пейзажная, интимная) - прежде всего жизнеутверждающее искусство. Несмотря на то, что годы жизни и творчества Маршака выпали на тяжелое историческое время, писатель смог создать поражающие своим жизнелюбием прекрасные стихи, которые до сих пор недостаточно исследованы, прочитаны и оценены, но равных которым нет во всей мировой литературе. Фамилия Маршак, произносившаяся в былые времена как "Мааршак", произошла от сокращения званий и имени выдающегося еврейского ученого, писателя-талмудиста 17 века Аарона-Шмуэла бен Исроэла-Койдановера ("М" - морейну, учитель, "А" - Аарон, "Р" - раввин, "Ш" - имя Шмуэл, "К" - cкорее всего, от местечка Койданово близ Минска, но возможно, что от родовой фамилии "Клюгер" - "умный").

Жизнь Маршака была счастливой, но не была безоблачной. За 77 лет своей жизни Маршак пережил как великие исторические перемены и катаклизмы, так и личные драмы. Революция 1917 года... Репрессии 1937 года, когда в Ленинграде была разгромлена его редакция, а многие друзья и ученики арестованы (среди них - Н. Олейников, Н. Заболоцкий, А. Введенский, Д. Хармс, и др.). Маршак хлопотал тогда в Москве, ходатайствовал за арестованных, некоторых даже удалось вернуть. Сталин тогда отменил казнь самого Маршака. Война 1941-1945 гг... Тогда, в 1945-1946 гг., Самуил Яковлевич передавал крупные суммы денег для созданных в Каунасе и Вильнюсе интернатов и садика для еврейских детей-сирот, родители которых погибли от рук нацистов. Участвовал поэт и в организации переправки этих детей через Кенигсберг в Польшу, а оттуда - в Палестину (Израиль).

Самуилу Яковлевичу довелось пережить смерть горячо любимой жены Софьи Мильвидской, с которой он прожил 42 года. В 1944 году в Москве умер старший брат Самуила, Моисей Маршак. Рано ушел из жизни и младший брат поэта, Илья, мастер научно-популярной литературы. Совсем маленькой умерла и дочь Маршака Натанэль, а также его сын Яков, скончавшийся в юности от тяжелой болезни. Пережил Маршак потерю и музы своих поздних лирических стихов - смерть Тамары Григорьевны Габбе (1903-1960), после чего, по словам самого поэта, произошел переворот всего его мировоззрения. И после всех потерь и потрясений Маршак сохранил неиссякаемое чувство любви к людям, особенно к детям, и главную свою страсть - творчество.

Столь же непростой, но плодотворной, как жизнь С.Я. Маршака, была судьба и великого пейзажиста 19 века Исаака Ильича Левитана (1860-1900 гг.). За неполные 40 лет жизни Исаак Левитан изведал тяготы бедности, бездомного сиротства, национального унижения, несчастливой любви. Но знал он и радость признания, славы, восхищения современников, дружбу с А.П. Чеховым, А. Саврасовым, М. Чеховым, М. Нестеровым, В. Поленовым. Как и Маршак, Левитан родился в России в еврейской семье. Дед Левитана был раввином, отец также учился в раввинском училище, но позже стал учителем иностранных языков, работал переводчиком, кассиром, контролёром на железнодорожных станциях.

Дедом Самуила Маршака был Б.А. Гительсон, казённый раввин при губернаторе, талантливый учитель, одним из учеников которого был будущий скульптор М. Антокольский.

У Левитана было две сестры и брат Авель (Адольф), который вместе с Исааком учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, разделяя его пристрастие к живописи. У Маршака тоже было два брата - Моисей и Илья, а также сестра Юдифь1, причём Илья прославился своими рассказами и книгами "Горы и люди", "Рассказ о великом плане", "Азбука новой России". Точно так же, как Маршака в 1902 г. заметил барон Д.Г. Гинцбург и, по ходатайству В.В. Стасова, способствовал переводу Самуила из острогожской гимназии в петербургскую, что очень изменило его жизнь, Левитана заметил художник А. Саврасов, который увидел в нём родственную душу и, сделав его своим учеником, передал ему "тайну мотива".

Осенний день. Сокольники.
Исаак Левитан.
Осенний день. Сокольники.*
1879 г.

В 1880 г. на ученической выставке появилась картина "Осенний день. Сокольники", демонстрирующая всю силу таланта юного Исаака Левитана. На картине смелыми мазками изображено осеннее небо, сосны и аллея старого парка, по которой идёт, задумавшись, молодая женщина в чёрном. Картина наполнена поэзией светлой грусти и осеннего увядания, но вместе с тем и праздничным торжеством осени. Но, пожалуй, лучшим описанием картины И. Левитана будут строки С. Маршака:

Луна осенняя светла.
Аллея дремлет кружевная.
Природа глухо замерла,
Предчувствуя, припоминая.

Шуршанье листьев, стон лесной -
Последний отзвук летней неги...
Но всё бледнеет пред луной -
Как бы в мечтах о первом снеге.

Картина Левитана имела успех, её даже приобрёл Третьяков - создатель картинной галереи, что придало юному художнику уверенность в своих силах и на некоторое время облегчило его материальное положение, но бытовые условия жизни художника долго ещё оставались тяжёлыми. Однако вскоре Исаак Левитан был вынужден покинуть Москву, когда, после покушения на Александра II, началась кампания по выселению евреев из Москвы.


В 1884 г. Левитан закончил обучение и начал участвовать в передвижных выставках. Его работы имели успех, выделяясь эмоциональностью, экспрессией, чудными картинами природы, живой игрой цвета. К стремлению изображать пейзажи Левитана влекло чувство преклонения перед природой. Он любил долго бродить по лесу, увлекался рыболовством и охотой. Неоднократно Левитан проводил летние месяцы в Саввинской слободе под Звенигородом, где писал этюды вместе с другими живописцами. Среди звенигородских картин представляется поистине замечательной по тонкости красок осеннего дня работа "Золотая осень. Слободка". Богатство осенних красок, сочное буйство оттенков, торжество осени и всё то же щемящее чувство светлой грусти. Все, как и в пейзажной лирике С. Маршака:

Золотая осень. Слободка.
Исаак Левитан.
Золотая осень. Слободка.
1889 г.

На кровлях тихих дач и в поле на земле
Садятся стаи птиц. В покойную погоду
Чернеют их рои в осенней светлой мгле
И, как неслышный дым, плывут по небосводу.

И роща бедная, умильно дорожа
Цветными листьями на тонких чёрных прутьях,
Не ропщет, не шумит и слушает, дрожа,
Разгул ветров на перепутьях.

Опять поёт рояль на даче, в глубине,
И в песне слышится прощальное признанье:
"Увидимся к весне. Увидимся во сне.
Прости и помни обещанье!"


Картина "Вечер на Волге" начата была в первую поездку на великую реку, а закончена зимой 1888 года, уже после второй поездки. Левитану удалось поразительно передать не только мотив, но и переживание пасмурного вечера, когда надвигающаяся туча закрывает небо, ускоряя наступление темноты. Пространство на картине как бы ощутимо, когда взгляд зрителя следует за течением реки, уходящей вдаль к горизонту. Поразительно выписано небо. Картина Левитана очень схожа по настроению со стихотворением Маршака "Зимняя луна":

В начале ночи озарилась
Небес далёких сторона:
Луна над холодом явилась...
Над зимним сумраком - луна!

Неслышным ветром закачало
Рои снежинок-мотыльков...
А там опять луна упала,
Как чайка, в пену облаков.

После дождя. Плёс.
Исаак Левитан.
После дождя. Плёс.
1889 г.





К лучшим работам Левитана относится и картина 1889 года "После дождя. Плёс". На картине изображена огромная панорама: Волга, лодки, барки, берег реки, кусты, жилища, храмы и огромное светлое небо над рекой и над землёй. Река подернута рябью, по небу плывут облака, на берегу играют блики - везде движение, жизнь, динамика. Но время на картине близится к вечеру, солнце уже не светит, а лишь играет бликами со своими прощальными лучами. Картина очень близка к лирическому произведению Маршака "Белая ночь", хотя Левитан изобразил Волгу, а Маршак - Неву:

Это не дома, а корабли.
Мачты, флаги тёмных кораблей -
Тучи перетянуты вдали.
Полночь звёзд светлей.

Улица открыта и пуста.
Стало белым золото креста,
Над Невой светлеет высота.

Дремлет пристань. В лодку мы сошли.
Тихо и волнисто на мели.
Но пугливо встречен был волной
Плеск весла над гулкой глубиной.

Первым опытом Левитана на пути создания в пейзаже монументального образа природы, граничащей с миром народных сказок и легенд, стало полотно "У омута". Картина представляет собой потрясающий по силе производимого впечатления пейзаж с мельничной запрудой. Владелица имения баронесса Вульф поведала художнику о трагедии, происшедшей у заброшенной мельницы. У мельника была красавица дочь Наташа, а у деда баронессы - очень красивый конюший. Они полюбили друг друга. Когда Наташа ждала ребёнка, кто-то донес об этой тайной любви барину-деспоту. Он приказал конюшего засечь до полусмерти, а потом отправить на всю жизнь в солдаты. Наташа с горя утопилась в этом омуте. Левитан с большой силой передал в пейзаже гнетущую напряженность, тревожность, и вместе с тем поэтическую сказочность. В фольклоре омут - это гиблое место, но у Левитана перспектива манит сочной зеленью и таинственностью. С этой картиной, на мой взгляд, тесно перекликается стихотворение Маршака из цикла "Городские":

У омута.
Исаак Левитан.
У омута.
1892 г.

Всё здесь давит. Как в могиле -
Жизнь за каменным пределом.
Днем пугает окрик грозный,
Ночью призраки томят,
Отчего же вы не смыли
На стекле оледенелом
Этот легкий и морозный
Светло-огненный закат?

А ещё это стихотворение сродни другой картине Левитана "Над вечным покоем". Но у Левитана не все картины грустные, мрачные или зловещие. Зачастую и осень, и море, и ночь выполнены в яркой цветовой гамме, переливаются весёлыми, радостными красками. Однако подлинно восторженный летний пейзаж представляет собой работа Левитана "Луг на опушке леса", выполненная в 1898 году. Эта картина - гимн летнему дню, ликование от цветущего буйства трав, зелени, синевы неба и щедрости солнца. Прекрасная, вдохновенная работа - жизнеутверждающий этюд, который может сравниться лишь с жизнеутверждающей, одухотворенной лирикой Маршака, с его стихотворением "Встреча в пути":

Все цветёт по дороге. Весна
Настоящим сменяется летом.
Протянула мне лапу сосна
С красноватым чешуйчатым цветом.

Цвет сосновый, смолою дыша,
Был не слишком приманчив для взгляда.
Но сказал я сосне: "Хороша!"
И была она, кажется, рада.

Пейзажи Левитана почти всегда безлюдны, но они не несут в себе отчуждения от жизни людей: художник как бы пытается заразить зрителя любовью к природе, поделиться с ним полнотою своей души. И - утвердить жизнь посредством игры красок, света, настроения в природе, которое, как и у людей, бывает таким разным и непостоянным. Художник, несколько раз пытавшийся покончить с собой, всем своим творчеством утверждает красоту жизни, свободу, счастье...

Так же, как и другой мастер слова, поэт Самуил Маршак.



Примечания авторов сайта

* Иллюстрации добавлены авторами сайта, в оригинальной статье они не приводились.  ↑ 

1. Автор статьи не упоминает двух младших сестер С.Я. Маршака - Лию (писательницу Е. Ильину) и Сусанну.  ↑ 

При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика