Главная > О Маршаке

"Кубанские новости", 1997, 22 октября.

Евгения Горбенко

Гражданин Кубани

22 октября исполняется 110 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака - замечательного поэта, драматурга, переводчика, основателя советской детской литературы. С этой датой совпал выход посвященной ему монографии краснодарского исследователя Игоря Куценко "С.Я. Маршак: жизнь и творчество на Кубани, 1918 - 1922" (Краснодар, 1997, 880 с).

Мы живем на рубеже нового столетия и тысячелетия. XX век по отношению к XXI-му - вечер, а утро вечера мудренее: верится, что завтра будет лучше. Но мы не должны забывать прошлое. И хорошо, когда лик его не затуманен кривым зеркалом.

Книга Куценко - вариант прописывания нашей истории. Это плод многолетнего кропотливого собирания фактов в архивах и библиотеках, их осмысления. В результате мы имеем практически полный свод художественно-публицистического наследия Маршака кубанского периода его жизни.

С.Я. Маршак удивительно органично вписался в текучку повседневной и героической жизни нашего города. Кубанцам автором предложено не просто погордиться - у нас начинался классик детской литературы XX века! - но узнать разные стороны творчества этого на редкость умного писателя. И.Я. Куценко отрабатывает несколько самостоятельных версий, которые в конечном счете замыкаются на Маршаке. Прежде всего это еврейский вопрос в русском обществе XIX-XX веков. Автор прослеживает процесс миграции евреев, умение этого древнейшего народа сохраниться как этнос, как особый физический и психологический тип (здесь учтены позиции Пушкина, Достоевского, Л. Толстого, Герцена, Бердяева, Розанова и других исследователей). Главная мысль в этой дискуссии: неприятие приспособленчества не означало неприятия самого этнического типа.

Книга о Маршаке носит очень личный характер. В ней перекрещиваются исследовательский и лирический планы, она насыщена отступлениями в свое прошлое. Это достаточно редкий случай, когда ученый позволяет рассмотреть себя, не боится обнаружить стороны личного "я": "...достигнув седин, познав в доступных мне пределах разные стороны людского бытия, с чувством высокой ответственности перед собственной совестью и памятью дорогих мне думаю и говорю о С.Я. Маршаке с уважением и любовью. Он служил правде и добру". Для русского читателя Маршак - писатель русской ориентации, представитель русской культурной традиции, не скрывавший, однако, ни имени, ни национальности.

Интересна история перемещения семьи Маршака летом 1917 года в Екатеринодар, где отцу, Якову Мироновичу, предложили работу на заводе и где в октябре скончалась его жена - мать Самуила Яковлевича. Она похоронена на местном кладбище. Так связь с этой землей стала необратимой. С.Я. Маршак приехал к семье в 1918 году. На Кубани начинался его путь к "Маршаку Советского Союза". В третьей самой большой главе книги "В Екатеринодаре" рассказывается, каким непростым был этот путь, вживание, врастание интеллигенции, и Mapшака вместе с ней, в новую жизнь. Первый этап - работа в газете "Утро Юга" (1918 - 1920 гг.).

И.Я. Куценко высказывает гипотезу о том, что Маршак был руководителем этой газеты, предполагает, что обеспечено издание могло быть его отцом, который в 1918 году был управляющим мыловаренными заводами.

Годы, проведенные в Екатеринодаре, стали для Маршака хорошей школой, позволившей освоить разные жанры, заявить о себе как о талантливом фельетонисте, сатирике. Здесь в 1919 году под псевдонимом доктор Фрикен вышел его первый сборник стихов "Сатиры и эпиграммы". В книге Куценко опубликованы 130 стихотворных текстов, фактически исключенных из наследия писателя (в собрание сочинений Маршака из них было включено только пять) по "политическим соображениям".

В известных печатных источниках сотрудничество Маршака в "Утре Юга" характеризуется как антибольшевистская пропаганда. Но еще более очевидной была антибелогвардейская направленность фельетонов популярного доктора Фрикена. Куценко предлагает отойти от прямолинейной однозначности - за красных или за белых: "Эта газета являла собой пример выражения общечеловеческой оппозиционности к насилию, кровопролитию".

Для Маршака-журналиста правда была в том, чтобы подняться над жестокостью, сохранить в людях гуманность. Это всегда сложнее категоричных "да" и "нет".

Интересно внимание провинциальной газеты к литературной жизни. "Утро Юга" печатает репортажи о судебном процессе в Екатеринодаре над Е.Ю. Кузьминой-Караваевой, впоследствии известной под именем матери Марии, героини французского Сопротивления; ругательную рецензию на поэму Блока "Двенадцать" и параллельно - в двух номерах - сочувственный разбор ее; "Письма из Полтавы" Короленко.

В книге о Маршаке ставятся вопросы и для современных филологов (литературоведов и журналистов): по-прежнему неизученным пластом остается фольклор гражданской войны на Кубани; ждет своей оценки новый герой, пришедший на смену Иванушкам-дурачкам и царевичам; почти ничего не знаем мы о творчестве местных кубанских поэтов: Иванченко, Хлудеева, Посоха, Горца, Золотухина (автора сборника "Опалы" (М., 1915 г.).

Сразу после изгнания белых Маршак посвящает себя работе среди обездоленных ребят и молодежи. И. Куценко делает достоянием кубанского читателя рассказы современников Маршака, его сына о первых шагах поэта на поприще театра для детей. Маршак и Е. Васильева, более известная в литературном мире как Черубина де Габриак, замахнулись, на, казалось бы, невероятное - приобщить детей, полуголодных, нищих, к культуре, искусству. Маршак мечтал о профессиональном Театре для детей. Но чтобы адекватно воспринимать адресованное им представление, дети должны быть эстетически грамотны. Так идеи театра, обрастая новыми замыслами, обрели очертания "детского городка", со своей программой, задачами, клубом, библиотекой и читальней, мастерскими и секциями. До отъезда Маршака из Краснодара было поставлено 20 пьес, сыграно более сотни спектаклей, привлечены к работе тысячи ребят.

Жизнь Маршака в Краснодаре была предельно насыщенной. Он преподавал английский язык и литературу в молодых вузах, давал частные уроки. Не распались и дружеские связи. В доме Ф.А. Волькенштейна, в прошлом петербургского адвоката, увлекавшегося поэзией, собирался поэтический кружок "Птичник" (члены его выступали под птичьими именами), устраивались вечера в доме актрисы детского Театра Липатовой (как говорили, у "Липатушки за околицей"): читали стихи, импровизировали, играли в шарады. Когда в феврале 1922 года для военных курсантов был организован вечер памяти Пушкина, со словом о творчестве поэта выступал Самуил Яковлевич.

Маршак навсегда стал частью биографии Краснодара, гражданином Кубани, бывшим с ней в драматическое время. Порядочность и здравый смысл - нравственные ориентиры поэта. "Он был против безответственных действий любых властей... наносивших вред людям".

И выражением этой позиции стали его стихотворные фельетоны, обращенные к самой многочисленной аудитории - обывателям, которыми все мы и являемся. Спасти в себе человека, защитить семью как оплот безопасности, воспротивиться насилию - это все Маршак. Его памятник - в его стихах. А мы имеем право знать, что он жил в нашем городе, работал в газете, ставил спектакли, писал стихи:

О чем твои стихи? - Не знаю, брат.
Ты их прочти, коли придет охота.
Стихи живые сами говорят,
И не о чем-то говорят, а что-то.

Мы благодарим зав. отделом редкой книги Краснодарской краевой научной библиотеки им. А.С. Пушкина Кирьянову О.В. за копию статьи, предоставленную нашему сайту для публикации.

При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика