"Веселый театр". - М.: Издательство ЦК ВЛКСМ
"Молодая гвардия", 1946. С. 23-26.
А. Гроссман
Шутливая сказка С. Маршака "Кошкин дом" написана так, как поется всем известная народная детская песенка "Тили-бом, тили-бом, загорелся кошкин дом". Песенка поется весело, с улыбкой. Она рассказывает о невероятных событиях, и эти события, именно благодаря своей невероятности, кажутся смешными. Слушатель понимает, что все это веселая выдумка, но все-таки представляет себе и хлопотливую курицу и перепуганную домовладелицу - кошку.
Разучить и поставить эту пьесу как веселую игру могут и школьники младших классов, а для ребят постарше постановка пьесы "Кошкнн дом" представляет большой творческий интерес.
Писатель Маршак выводит в своей пьесе кошку, ее знакомых, друзей и родственников, целый звериный городок. Живут птицы и животные в своем городке так, как будто бы их никогда не видел человек. Но все они наделены человеческими свойствами.
Как же играть эту пьесу? Нужно ли играть людей, или надо изображать животных?
На этот вопрос мы ответим так: нужно изображать животных, обладающих человеческими свойствами.
Мало изобразить кошку. Нужно еще, чтобы это была кошка "барыня". У нее кошачьи повадки, движения, а вместе с тем она важничает, как зазнавшаяся богатая барыня. С какой важностью, с какой надменной снисходительностью к гостям показывает Кошка свою меблировку:
"Вот это стул - на нем сидят,
Вот это стол - за ним едят..."
с каким чванством хвастается портретом своего прадеда:
"Я - из семьи заморской,
Мой прадед - Кот ангорский..."
"..Он на меня чуть-чуть похож..."
Но вот Кошка попадает в беду, от ее чванства и важности не остается и следа.
Разберите поведение других действующих в пьесе животных. Каждый из них наделен какими-нибудь чертами характера. Петух, например, самовлюблен и спесив; он поет, любуясь и своим пением и самим собою. Коза хоть и простовата на вид, но хитра и сварлива; котята добры, простодушны.
Задача исполнителя роли - в повадках, в движеньях, в голосе постараться изобразить животное, роль которого он играет, и в то же время передать черты характера, которыми наделил его автор.
Как сделать костюмы действующих лиц, можно видеть на наших рисунках. Не стремитесь к тому, чтобы исполнитель был в точности похож на изображаемое им животное. Этого добиться очень трудно, да и не нужно. Ведь животные в сказке действуют, разговаривают, как люди, и ходят на двух ногах; пусть же они будут и одеты в человеческие платья. Но платья должны быть дополнены хвостами, крыльями, перчатками с коготками или копытцами, чепчиками с рожками, ушками, клювами, гребешками.
Кошка в первом действии одета в нарядное длинное платье. На шее у нее яркий бант. В третьем действии Кошка кутается в большую шаль.
Козел носит русскую рубашку и простые штаны. У него длинная козлиная борода и короткие рожки.
Коза - в сарафане; в этом же сарафане она приходит к Кошке а гости, только на плечи накинута нарядная шаль.
Петух - франт. Он в яркой куртке, в сапогах со шпорами, сзади у него пышный хвост.
Курица - в пестром платье. В гости она приходит с большим веером из перьев.
Свинья в первом действии одета в платье, а во втором и третьем - в пестрый широкий капот.
Поросята из пьесы С.Я. Маршака "Кошкин дом". Рисунок А. Порет. |
Не следует надевать исполнителям маски животных. В масках им труднее говорить, и их слова плохо слышат зрители, маски скрывает игру лица. Поросята на сцене не появляются, в окно домика выглядывают только их мордочки. Сделать их можно из картона или фанеры так, как показано на нашем рисунке.
Кроме животных, в представлении участвуют живые люди - скоморохи. Скоморохи - старинные русские ярмарочные актеры. Они выступают перед занавесом как объяснители-балагуры. Скоморохов может быть и двое и больше.
Если спектакль сопровождается музыкой, исполняемой на фортепиано или на баяне, то время от времени скоморохи могут в ритм музыке ударять в бубны, медные тарелки, иногда свистеть в свистульки и дудочки.
Самыми подходящими моментами для вступления такого "шумового оркестра" будут перестановки декораций и сцена пожара.
Далеко не на всякой школьной сцене можно повесить два занавеса и поставить несколько домиков, как это требуется по пьесе, но один занавес повесить все же необходимо.
Перед занавесом идет пролог со скоморохами, а потом скоморохи раскрывают занавес, и зрители видят обстановку первого действия - внутренность кошкиного дома. Какие здесь нужны предметы и какая мебель, ясно из текста пьесы. В частности, необходима печка. Печку можно нарисовать на бумаге и поместить сзади нее электрическую лампочку или фонарь, окрашенный в красный цвет. В начале акта лампочка потушена. "Огонь" в печи зажигается после того, как Кошка приказывает Василию затопить печь. Чтобы создать впечатление пожара, после ухода Кошки и Кота Василия выключается свет на сцене, горит только лампочка в печи, а затем сцена освещается красной лампой или проекционным фонарем.
Если насыпать на картонку пудры и из-за кулис сдувать ее сцену, то можно добиться впечатления дыма.
На школьной сцене довольно трудно изобразить пожар. Но если исполнители ролей Кошки и Кота Василия сумеют хорошо передать испуг и поднимут такой переполох, какой бывает при пожаре, то зрители поверят, будто в кошкином доме и в самом деле начался пожар.
Второе действие можно поставить так. Сбоку перед закрытым занавесом устанавливается каланча (стол, на который поставлены одна или две табуретки). На каланче располагаются грачи. После слов второго Грача: "ничего не вижу, кроме неба и земли", вступает шумовой оркестр, который играет вразброд, и музыка на рояле или баяне исполняется в очень быстром темпе, что создает впечатление тревоги. Перед занавесом появляются поочередно Гусь, Индюк, Сорока, Свинья, Петух, Курица, Баран. Все они шумят, бегают, хлопочут, но бестолково. Только бобры действуют решительно и деловито. После слов Старого Бобра: "растащить заборы нужно", раскрывается занавес. Действующие лица заполняют сцену, которая изображает улицу звериного городка.
Для оформления улицы звериного городка во втором, а также в третьем действии можно использовать две четырехстворчатые ширмы. На створки ширм натягивается бумага, на которой нарисованы домики, На каждой ширме уместится по два домика. Их нужно поярче раскрасить, придав каждому домику характер его владельца. Можно повесить дощечки с надписью, кому принадлежит дом. В домике Свиньи должно быть прорезано окно, из которого выглядывают поросята. У домиков Петуха и Козы нужно устроить крылечки (к нарисованной на ширме двери приставлены деревянные ступеньки). Домик котят стоит на самом конце улицы, он меньше и беднее других. Между домиками протянута веревка, на которой сушится белье, стоят плетни.
Кошкиного дома на сцене нет. Он предполагается за кулисами, виден лишь кусок забора, которым обнесен кошкин дом. Оттуда, из-за кулис, падает на сцену красный свет. Кошка и Кот Василий прыгают на сцену со стола, скрытого этой же кулисой.
Шумовой оркестр помещается в той же кулисе, где "горит" кошкин дом. После реплики Курицы: "Куд-куда! Беда, беда!" музыка внезапно замолкает на самом громком звуке. Это рухнул кошкин дом. Все потрясены. Кто за голову хватается, кто приседает от страха, кто застывает на месте, не в силах двинуться. Несколько секунд проходит в молчании. На сцене ни одного движения. Но вот бобры снова берутся за дело: растаскивают баграми забор возле кошкиного дома. Работают они дружно, переговариваясь между собой и пританцовывая. Скоморохи, тоже пританцовывая, закрывают занавес и кланяются публике в пояс, будто что именно они так усердно работали на пожаре.
В начале третьего действия занавес закрыт. Перед занавесом проходит закутанная в шаль Кошка, за ней плетется Кот Василий. Затем скоморохи открывают занавес. На сцене улица звериного городка. Курица сидит на крылечке у своего домика, к ней подходят Кошка и Кот Василий.
После реплики Кошки: "Что ж, пора нам, милый Вася, убираться во-свояси", вступает музыка. Кот и Кошка отходят на авансцену, совещаются между собой, а потом нерешительно идут к другому домику. Получив отказ, они снова совещаются, а потом направляются к следующему дому.
В эпилоге перед занавесом могут появляться, кроме скоморохов, и все другие действующие лица. Они принимают участие в общей пляске; им можно передать и часть слов скоморохов.
Чертежи выкроек и полумасок зверей и домашних животных к постановкам пьес С.Я. Маршака.
Рисунок А. Порет.
А. Гроссман. Как поставить пьесу "Теремок" с детьми младшего школьного возраста.