Главная > О Маршаке

В. Разова. С.Я. Маршак. Семинарий -
Министерство культуры РСФСР Ленинградский
государственный институт культуры
имени Н.К. Крупской, Ленинград, 1970, с. 58-68.

В. Разова

ЧАСТЬ IV
Темы для самостоятельных работ
(с основной библиографией)

Маршак - детям

Детские стихи - младшие дети в творчестве Маршака. Писать для детей поэт начал уже после того, как попробовал свои силы в других областях литературного творчества. Писатель шел к детям от знания общих законов искусства. Первая детская книга появилась в 1922 году, но интерес к детям возник у поэта задолго до того, как он стал детским писателем. Немаловажную роль при этом сыграла незаурядная память детства, которой обладал поэт. Писатель всегда выступал как защитник детства. В ранних корреспонденциях из Лондона Маршак пишет о новых детских выставках, о трагическом положении детей в Англии, о детях-посетителях первого кинематографа. Но непосредственное участие в судьбах детей началось после возвращения Маршака на родину летом 1914 года. Работа с детьми в Воронеже, а затем в Краснодаре заложила педагогические и художественные основы творчества поэта для детей. Общаясь с детьми, молодой писатель, сам того не сознавая, учился понимать особенности детской психики, вслушивался в детскую речь, видел, что радует или огорчает ребенка. Наблюдения за детскими коллективами в Англии и главным образом на родине обогатили Маршака-педагога. У него родилось чувство читательской аудитории, которое приходит далеко не сразу и не ко всем.

Итак, богатая школа литературного опыта и знание детей, соединившись, сделали возможным появление Маршака - поэта для детей.

По образному выражению В.Г. Белинского, настоящий писатель для детей - это "детский праздник". Таким праздником и стал Самуил Яковлевич Маршак.

Основная характерная черта творческого облика зачинателя советской детской поэзии - стремление как можно раньше приобщить детей к сокровищнице мировой литературы и народного творчества, воспитать у них уважение к духовным ценностям, развить художественный вкус. Для этого он использует русский, чешский, английский, латышский, восточный фольклор. В творчестве Маршака английская народная баллада сочетается с русской народной сказкой, детская песенка из цикла "Mother Goose nursery rhymes" - с русской загадкой. Mapшак пришел в литературу для детей, понимая специфические законы, по которым она живет. Условие непреходящего успеха стихотворений поэта в детской аудитории не только в том, что он создает настоящие произведения искусства, но и в их точном адресе - для детей определенного возраста.

Творчество Маршака потому и доставляет радость и большим и маленьким, что соединяет в себе глубокое содержание, гуманную идею и увлекательную форму.

Творчество Маршака для детей чрезвычайно многообразно. Среди его книг дети находят и затейливую шутку ("Детки в клетке"), и серьезную балладу ("Ледяной остров"), и сатирическую поэму ("Мистер Твистер"), и лирический цикл ("Круглый год"), и много сказок ("Сказка о глупом мышонке", "Угомон" и другие), и историческую повесть в стихах ("Быль-небылица"), и фантастические поэмы ("Пожар"), и стихотворные очерки ("Почта", "Вчера и сегодня", "Как печатали вашу книгу" и др.), и автобиографическую повесть о детстве ("В начале жизни"), и загадки, и песни, и небылицы.

Поэт часто шел путем смелого творческого поиска новых жанровых образований. Нередко произведения Маршаке для детей являются результатом своеобразной литературной диффузии, когда происходило взаимопроникновение одного жанра в другой ("Усатый-полосатый").

Новаторские художественные формы в творчестве советского поэта в значительной степени определяют вклад, сделанный писателем в советскую литературу для детей. До конца своих дней он открывал все новые и новые пути обогащения поэзии детства.

В целом творчество Маршака - поэта для детей - одна из ярких страниц в истории советской литературы.

1. Сказки

Живая связь сказочного творчества Маршака с устным народным творчеством. Явления народного быта, русские и украинские песни, детский уличный фольклор, сказки как яркие воспоминания детства поэта. Любовь к живому народному слову, к песням разных народов в зрелые годы. Сознательное обращение к книжным источникам фольклора - сборникам сказок, песен, былин, западноевропейского фольклора, пословиц, поговорок.

Фольклорные истоки сказок Маршака: русские и иностранные сказки, песни, пестушки и потешки. Нравственная и эстетическая сила народных произведений как основа сказок советского поэта.

История создания некоторых сказок ("Кошкин дом", "Теремок", "Сказка о глупом мышонке", "Тихая сказка", "Угомон").

Особенности художественного отражения реального мира в произведениях сказочника. Музыкальность и драматургическая основа сказок.

2. Повести в стихах

Особенности жанра рассказа, повести в стихах. Сюжетность повествования, конкретность и завершенность композиции, заинтересованный тон повествования. Соответствие интересов детей этому жанру. Динамика действия, энергичность и удачливость героев.

Разнообразие тем рассказов, повестей и очерков в стихах. "Ледяной остров", "Рассказ о неизвестном герое", "Почта военная" и другие произведения, характерные для Маршака-рассказчика.

Романтика сюжетной поэзии Маршака ("Война с Днепром").

Близость ее к таким фольклорным жанрам, как былина, баллада. Место произведений Маршака среди крупных жанров советской поэзии.

3. Стихи для самых маленьких

Стихи для самых маленьких как произведения высокого искусства.

Содержательность и поэтичность коротких произведения дли дошкольников ("Детки в клетке" и др.).

Книги Маршака для маленьких как учебники русского литературного языка. Расчет на слушателей, а не на читателей.

Нравственная и эстетическая ценность произведений для тех, кто учится говорить, мыслить, чувствовать ("Разноцветная книга" и другие). Сравнение стихов Маршака для дошкольников с произведениями других советских поэтов (К. Чуковского, Б. Заходера, И. Токмаковой, Е. Серовой).

Место поэзии для самых маленьких во всем многообразном творчестве Маршака.

4. Юмор Маршака

Гуманная основа юмора Маршака. Добрые и веселые стихи ("Багаж", "Мороженое", "Вот какой рассеянный", "При гиппопотама" и др.).

Познавательная и эстетическая ценность шутливых стихов поэта. Уроки народной педагогики, воспринятые Маршаком-юмористом. Мораль без морализирования, учение без нотаций.

Разнообразие форм и методов в создании веселых стихов. Юмор положений и юмор словесный.

Сравнение Маршака с другими советскими юмористами для детей - В. Маяковским, К. Чуковским, С. Михалковым, А. Барто и др.

5. Взаимное обогащение жанров

Взаимопроникновение и взаимообогащение различных жанров литературного творчества Маршака. Влияние на сказки Маршака его лирики. Отражение в сатирических подписях времен Великой Отечественной войны достижений Маршака в области детского стиха. Сюжетные стихотворения поэта как симбиоз лирики и драматургии.

Различные пути взаимного обогащения жанров. Стирание резких границ между жанрами в творчестве Маршака для детей. Произведения, созданные на стыках разных литературных форм ("Усатый-полосатый", "Сказка об умном мышонке", "Вчера и сегодня" и др.).

Элементы сказочности в реалистических произведениях ("Пожар" С.Маршака и "Пожарный" Саши Черного).

Поэтизация грубой прозы жизни в стихах Маршака для детей. (М. Ильин. Я. Сегал. "Рассказ о перочинном ноже" и стихотворение С. Маршака "Мастерская в кармане" - сравнительная характеристика).

6. Циклы стихов о природе

Цикличность лирических стихов Маршака: характерная особенность его художественного мышления - единство главной идеи цикла. Общность изобразительных задач.

Самостоятельность каждого стихотворения в лирическом цикле и одновременно тесная связанность всех стихов в единый по замыслу цикл.

Временной принцип связи стихов в цикле ("Круглый год"). Разомкнутое кольцо связи ("Разноцветная книга"), позволяющая увеличить число стихотворений. Преимущество цикла стихов о природе перед единичным произведением.

7. Маршак и Чуковский

Общность и различие литературной судьбы двух ярких индивидуальностей - С. Маршака и К. Чуковского.

Творческая близость писателей для детей. Фольклорные истоки их творчества. Опора на многонациональный фольклор. Особая приверженность их к английскому народному творчеству.

Незаурядные способности литературоведов-аналитиков. Переводческая деятельность Маршака и Чуковского. Английские детские песенки, переведенные ими. Сказочники-соперники. Различные способы использования народных сюжетов. Непохожесть стилевых манер. Различие в стихосложении. Вклад Маршака и Чуковского в советскую литературу для детей.

8. Маршак и Маяковский

История знакомства Маршака и Маяковского. Отношение Маяковского к творчеству Маршака для детей. Забота "агитатора, горлана, главаря" о судьбе Маршака.

Маршак о Маяковском. Высокая оценка творчества Маяковского для детей. Статья "Маяковский - детям".

Творческие соприкосновения Маршака и Маяковского ("Детки в клетке" С. Маршака и "Что ни страница, то слон, то львица" В. Маяковского).

Плодотворность общения между поэтами.

9. Маршак и Хармс

Совместная работа над созданием советской литературы для детей в 20-30-е годы. Связь обоих поэтов с детьми. Посещения детских домов, школ, детских садов. Поездки с детьми из Дома Детской Литературы по стране. Соавторы стихотворения "Веселые чижи". История создания этого произведения. Общее и различное в творчестве двух поэтов.

10. Маршак и Саша Черный

Дореволюционный период творчества Маршака. Близость к поэтам сатириконцам, общение с Сашей Черным. Стихотворные фельетоны Уэллера-Фрикена и Саши Черного. Общность тем и настроений. Различие в творческих почерках молодых острословов.

"Детский остров" Саши Черного и творчество для детей С. Маршака.

11. "Мистер Твистер"

Сатирическая поэма для детей. Значительность темы для детей, поднятой в произведении. Соотнесение "Мистера Твистера" с творчеством Маршака - автора ОКОН ТАСС и Маршака - фельетониста дореволюционных лет.

История создания поэмы. Сравнительная характеристика двенадцати черновых вариантов. Работа автора над разными изданиями "Мистера Твистера". Сравнение первого и последнего прижизненного издания.

Художественные достоинства поэмы. Мастерство портретной характеристики средствами стиха. Роль звукописи в создании художественного образа. Графичность изображения. Афористичность языка. Роль сатирической поэмы Маршака в развитии советской детской литературы.

12. "Почта"

Популярность произведения. История его создания. Реальность жизненного факта, воплощенная в высоко-художественной форме. Главный герой "Почты". Мастерство в передаче колорита разных стран. Стих "Почты". Ритмический рисунок стихотворения. Смена интонаций. Своеобразие рифмовки. Переводы произведения на иностранные языки.

Сравнение с произведениями на ту же тему (А. Барто "Почтальон стучится в дверь", Л. Остроумов "Почта" и др.). Продолжение "Почты" - "Почта военная".

13. "Разноцветная книга"

История создания этого лирического цикла. Роль детского творчества в истории создания "Разноцветной книги". Тщательность отделки каждой поэтической страницы. Живопись и графика средствами слова. Особенности стиха "Разноцветной книги".

Соединение иллюстраций В. Лебедева с каждым стихотворением. Плодотворность содружества поэта и художника. Влияние книги Маршака на развитие лирики для детей.

14. "В начале жизни"

Повесть о детстве и отрочестве. Отражение в ней традиций классической русской литературы. Пушкинский эпиграф как лейтмотив повести.

Ценность автобиографического материала. Центральная мысль повести.

Портреты учителей и товарищей по гимназии.

Сцены семейной жизни. Быт еврейской семьи у Маршака и у Шолома Алейхема. Место повести во всем творчестве писателя. Зарубежные отклики на повесть.

Литература к разделу

Маршак С. О большой литературе для маленьких. М., ГИХЛ, 1934. 20 с.

Маршак С. За большую детскую литературу. - Детская литература", 1936, № 1, с. 3-10.

Маршак С. Гордитесь правом писать для детей. - "Детская литература", 1937, № 2, с. 3-8.

Маршак С. Герои - детям. - "Литературный критик", 1939, № 1, с 116-120.

Маршак С. В боевом отряде советской литературы. - "Литературная газета", 1939, 5 февр., с. 4.

Маршак С. О детской литературе наших дней. - "Новый мир", 1944, № 3, с. 149-154.

Маршак С. Детская книга - путевка в жизнь. - "Литературная газета", 1947, 21 июня, с. 3.

Маршак С. О большой литературе для маленьких. - "Правда", 1954, 28 ноября, с. 2.

Маршак С. Высокая трибуна. - "Литературная газета", 1960, 8 дек., с. 1, 3.

Маршак С. Быть настоящими художниками! Письмо участникам объединенного пленума Союза писателей РСФСР по детской литературе. - "Литература и жизнь", 1960, 7 дек., с. 1.

Маршак С. Воспитание словом. Статьи. Заметки. Воспоминания. М., 1961, с. 542.

Маршак С. Вдруг раздались чьи-то шаги. - "Литературная гвзета", 1962, 3 ноября, с. 4.

Маршак С. Книга для детей должна быть произведением высокого искусства. Письмо собранию, посвященному 30-летию издательства "Детская литература". -"Литературная газета", 1963, 17 дек., с. 1.

Бухштаб Б. Стихи для детей. - В кн.: "Детская литература". М., 1931, с. 111-118.

Караваева А. О книгах С. Маршака. - "На лит. посту", 1931, № 24, с. 29-34.

Крупская Н.К. О книжках Маршака. - В кн.: Н.К. Крупская. Библиотечное дело. М.-Л., 1933, с. 145-148.

Кассиль Л. Памфлет и карикатура для ребят. - "Детская литература", 1938, № 18-19, с. 64-67. Литвинов В. О детских поэтах. - "Начальная школа", 1940, № 6, с. 7-14.

Венгров Н. Поэт советской детворы. - "Новый мир", 1947, № 7, с. 263-271.

Смирнова В. Разноцветная книга. - "Литературная газета", 1947, 1 окт., с. 3.

Смирнова В. Ваш большой друг. - "Пионер", 1947, № 11, с. 9-11.

Горький М. О детской литературе. М., 1952, с. 85, 87, 96, 157.

Свиридова 3.И. С.Я.Маршак. - В кн.: Лауреаты Сталинских премий. Л., 1953, с. 56-63.

Левоневский Д. О большой поэзии для маленьких. - В кн.: Ленинградские писатели - детям. Л., 1954, с. 76-82.

Смирнова В. С.Я.Маршак. Критико-биографический очерк. М., Детгиз, 1954, с. 56.

Гусева Н. Сказки С.Я. Маршака. - "Дошкольное воспитание", 1955, № 10, с. 41-47.

Галанов Б. Поэзия для маленьких. - "Огонек", 1956, № 22, с. 24-56.

Галанов Б. Для самых маленьких. - В кн.: Детская литература и вопросы мастерства. М., 1956, с. 215-227.

Галанов Б. Щедрая поэзия. - "Литературная газета", 1957, 16 ноября, с. 3.

Арагон Л., Триоле Э. Стихи, которые помнишь. - "Литературная газета", 1957, 16 ноября, с. 3.

Смирнова В. С.Я. Маршак. - В кн.: Русские советские писатели. Очерки жизни и творчества. М., 1957, с. 259-279.

Смирнова В. С.Я. Маршак. Вступительная статья. - В кн.: С. Маршак. Сочинения в четырех томах. Т.1. М., 1958, с. 5-45.

Смирнова В. Самуил Маршак. - В кн.: Советская детская литература. Сб. статей. М., 1958, с. 160-183.

Чуковский К. Oт двух до пяти. 13-е исправленное и дополненное издание. М., 1958, с. 336, 349.

Лабазников А. "Для этого стоило прыгать с высот..." - "Литературная газета", 1959, 12 дек., с. 1.

Фадеев А. О двух сторонах творчества С.Я. Маршака. -"Литература и жизнь", 1960, 5 окт., с. 3.

Ивич А. Заметки о детских стихах Маршака. - В кн.: А. Ивич. Воспитание поколений. М., 1960, с. 97-128.

Венгров Н. С.Я. Маршак. Очерк. - В кн.: История русской советской литературы в трех томах. Т. 2, (1929-1941). М., 1960, С. 441-461.

Венгров Н. Там же. Т. 3. М., 1961, с. 441-463.

Литвинов В. С.Я. Маршак. - "Начальная школа", 1962,. № 11, с. 5-11.

Рубашкина Л. Выразительные средства в произведениях С. Маршака для маленьких. - В кн.: О книгах для маленьких. М., Учпедгиз, 1962, с. 19-26.

Петровский М. Самуил Маршак. - "Дошкольное воспитание", 1962, № 11 с. 85-93.

Разова В. Рассказ о неизвестном герое. - В кн.: О литературе для детей. Вып. 7. Л., 1962, с. 119-131.

Чуковский К. Автор сильных и гордых стихов. - "Вечерний Ленинград", 1962, 31 окт., с. 3.

Чуковский К. Маршак. - "Новый мир", 1962, № 11, с. 224-228.

Смирнова В. Работающее слово. - "Литературная газета", 1963, 12 янв., с. 1, 3.

Смирнова В. Мастер детской книги. - В кн.: В.Смирнова. О детях и для детей. М., 1963, с. 47-92.

Галанов Б. Мастерство. - "Литературная газета", 1964, 16 янв., с. 3.

Галанов Б. С.Я. Маршак. Жизнь и творчество. М., 1965, с. 312.

Разова В. Путь к поэзии для детей. - "Дошкольное воспитание", 1965, № 1, с. 102-106.

Разова В. История одной страницы. - "Дошкольное воспитание", 1965, № 2, с. 122-126.

Петровский М. Вначале было слово народное. - "Дошкольное воспитание", 1965, № 1, с. 108-114.

Цветаева М. О новой русской детской книге. - "Детская литература", 1966, № 6, с. 23-24.

Рассадин Ст. Так начинают жить стихом. Книга о поэзии для детей. М., "Дет.лит.", 1967, с. 318.

Лейбсон В. Детский Маршак. - В кн.: Детская литература, 1967. М., "Дет. лит.", 1968, с. 103-124.

Лейбсон В. Об одном произведении. (О стихотворении С.Я. Маршака "Пожар"). - "Дошкольное воспитание; 1968, № I, с. 118-120.

Лейбсон В. С.Я. Маршак. "Детки в клетке". - "Дошкольное воспитание", 1968, № 12, с. 120-121.

Система Orphus
При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика