В. Разова. С.Я. Маршак. Семинарий -
Министерство культуры РСФСР Ленинградский
государственный институт культуры
имени
Н.К. Крупской, Ленинград, 1970, с. 79-83.
В. Разова
Книга имеет две даты рождения - дату написания и дату первой встречи с читателем. Второе рождение книги решает ее судьбу: путевку в жизнь дает читатель.
Начало дружбы С.Я. Маршака со своими читателями-детьми относится ко времени, когда он не написал еще ни одной детской книги (в Англии, в Воронеже, в Краснодаре). Постоянное общение с детьми стало с тех далеких времен и до конца жизни поэта характерной особенностью творческого облика Маршака. Будучи по натуре и складу своего характера просветителем, стремящимся поделиться богатствами знаний с окружающими, он был для детей учителем в самом прямом и высоком смысле слова.
Работа в детских коллективах, встречи и беседы с читателями, переписка с ними рождала атмосферу взаимного доверия между поэтом и его маленькими друзьями. Но, пожалуй, самый плодотворный и интересный путь к сердцу читателя-ребенка, лежал через совместное творчество. Общение с талантливыми ребятами давало богатую пищу писательскому воображению. Учитель и ученики взаимно обогащали друг друга.
Одним из самых счастливых периодов в жизни С.Я. Маршака была работа в Ленинградском доме детской литературы в кружках детского творчества. Одаренные ребята были для их учителя прекрасной аудиторией, олицетворяющей целое поколение советских детей. Увлеченно занимался с ними писатель, отдавая им и запас своих знаний, и жар своего сердца. Деля со своими воспитанниками часы работы и досуга, путешествуя с ними по стране, посещая выставочные залы и концерты, библиотеки и музеи, поэт-учитель находится в атмосфере детской привязанности и любви. Дети многому учили своего учителя, заражая его радостью первооткрытия мира.
В мае 1962 года, знакомя советских читателей с новым сборником детского творчества, СЯ. Маршак писал о детях, пробующих свои силы в стихотворчестве. Он никогда не видел в них обязательно профессионалов в будущей, но полагал, что лучший учитель - творчество.
Ученики Маршака 30-х годов, пройдя школу творческого общения с поэтом, стали специалистами в различных областях. Ю. Капралов - известным журналистом, театральным критиком, Л. Друскин - поэтом, Л. Фейгенберг - актрисой, Н. Черкасова и Ю. Забенков - преподавателями литературы, Н. Никифоровская - библиографом. И все они благодарны Самуилу Яковлевичу за то, что он первый подвел их к великому источнику творчества.
Детский городок в Краснодаре как прообраз Дворца пионеров в Ленинграде. Организация содержательной жизни в Детском городке. Работа различных кружков. Организация выставок творческих работ детей. Экскурсии и походы. Театр для детей как центр художнической жизни в городке. С.Я. Маршак - организатор и вдохновитель детского городка.
Создание в начале 30-х годов Ленинградского Дома детской литературы, душой которого был Маршак. Художественное воспитание, как главная задача этого учреждения. Поездки по стране. Экскурсии и походы. Знакомство со всеми новинками литературы и искусства.
Ленинградский Дворец пионеров. История его организации, роль в ней С.М. Кирова. Задачи, стоящие перед творческим коллективом Дворца. Значение его для всестороннего развития детей. Участие С. Маршака в работе Дворца.
История организации Дома детской литературы. Конкурсы как путь отбора художественно одаренных детей в кружки творчества.
Чтение лекций по истории русской и мировой культуры известными учеными.
Маршак - поэт-учитель. Его общение с ребятами. Руководство кружком творчества. Педагогические принципы работы Маршака. Отношение к понятию «юное дарование», опора на воображение детей-поэтов, воспитание их в духе коллективизма. Творческие работы детей - членов кружков творчества.
Отношение С.Я. Маршака к творчеству детей: подражательность первых проб детского пера. Взгляд на творчество, как на естественный путь развития индивидуальности растущего человека.
Анализ образцов творчества детей, собранных С. Маршаком в книге 1936 года «Стихи детей».
Анализ образцов творчества детей, собранных В. Глоцером в 1964 году. Сопоставление этих двух сборников.
Соотношение творчества детей и творчества Маршака. Взаимное обогащение учителя и учеников. Творчество детей на темы произведений Маршака. Детское творчество в наши дни.
Читатель и писатель, их неразрывная связь. Маршак о юном читателе. Восприятие произведений Маршаке детьми дошкольного возраста. Младший школьник как читатель Маршака. Подросток и его отношение к оригинальной и переводной поэзии Маршака.
Различие в восприятии детьми творчества поэта в разные периоды развития советской литературы. Современный читатель Маршака. Отзывы детей о творчестве Маршака в последнее десятилетие. Роль детских отзывов в осмыслении творчества советского поэта.
Маршак С. Единая поэтическая школа. – «Резец», 1934, № 10, с. 14-16.
Маршак С. Киров и дети. – «Еж», 1934, № 12, с. 17.
Маршак С. Дети о будущем. – «Правда», 1935, 18 июля, с. 4.
Маршак С. Последний челюскинец. – «Правда», 1935, 22 ноября.
Маршак С. Предисловие к кн.: Стихи детей. М.-Л., 1936, с. 3-6.
Маршак С. Будущие. – «Известия», 1937, 7 ноября, с. 6.
Маршак С. Горький и дети. – «Пионер», 1939, № 6, с. 21-22.
Маршак С. «Уважаемые дети». – «Костер», 1941, № 6, с. 6-8.
Маршак С. Маленькие читатели. – «Советская женщина», 1952, № 3, с. 5-6.
Маршак С. Большим и маленьким читателям. Предисловие. - В кн.: Раннее солнце. Стихи детей. М., 1964, с. 3-4.
Покровская А. Основные течения в современной детской литературе. М., «Работник просвещения», 1927, с. 39-42.
Рахтанов И. Дружба. – «Литературная газета», 1934, 22 янв., с. 4.
Письмо детей Маршаку. – «Пионерская правда», 1957, 1 ноября.
Погореловский С. Два письма. – «Ленинские искры», 1962, 3 ноября, с. 4.
Разова В. С.Я. Маршак. – «Литература в школе», 1962, № 5, с. 83-84.
Стрижижовский Л., Томашевский Ю. «...Мудрое, красивое». В гостях у Маршака». - «Учительская газета», 1962, 1 ноября, с. 4.
Дробот Г. Здравствуй, дедушка Маршак! – «Литература и жизнь», 1962, 29 июня, с. 4.
Куценко И. С.Я. Маршак на Кубани. – «Кубань», 1962, № 5, с. 41-43.
Самуил Яковлевич Маршак - друг ленинградских читателей. (Два письма С.Я. Маршака, присланные ленинградским школьникам к Неделе детской книги). - В кн.: О литературе для детей. Вып. 9. Л., Детгиз, 1964, с. 164-168.
Маршак С. Первый гонорар. – «Дошкольное воспитание», 1965, № 12, с. 39-40.
Натапова Р. Дети о веселых стихах С. Маршака. – «Дошкольное воспитание», 1965, № 1, с. 120-121.
Разова В. Путь к поэзии для детей. – «Дошкольное воспитание», 1965, № 1, с. 102-106.
Рассадин Ст. Так начинают жить стихами. М., 1967, с. 318.
Разова В. Подросток и поэзия. – «Библиотекарь», 1967, с. 34-39.
Гольдберг А. Дом на Исаакиевской площади. – «Нева», 1967, № 12, с. 174-180.
Качалов А. Автограф Маршака. – «Смена», 1967, 1 авг., с. 3.
Смирнова В. Маршак у испанских детей. – «Дет.литература», 1968, № 12, С. 17-19.