В. Разова. С.Я. Маршак. Семинарий -
Министерство культуры РСФСР Ленинградский
государственный институт культуры
имени
Н.К. Крупской, Ленинград, 1970, с. 83-88.
В. Разова
Творчество Маршака - убедительный пример передачи широким массам читателей богатства поэтической культуры. Посвятив себя высокому служению литературе, он создал образцы художественного творчества для всех возрастов. Гуманная сила и подлинный демократизм его наследия призваны сыграть большую роль в воспитании многих поколений.
Почетное место одного из ведущих деятелей культуры нашего века С.Я. Маршак завоевал своим подвижническим трудом, развившим природный поэтический дар, замеченный еще в отроческие годы критиком В.В. Стасовым, писателями Л.Н. Толстым и А.М. Горьким, композиторами Лядовым и Глазуновым, скульптором Гинзбургом... Воспитанный стасовским кружком в духе классического реализма, Маршак остался верен ему всю жизнь. Своими учителями он по праву считал лучших представителей национальной культуры - Пушкина, Жуковского, Некрасова, Фета, Тютчева. Его любимцами были В. Блейк и В. Шекспир.
Творчество Маршака питали разные источники, но главный, без которого оно бы иссякло - фольклор разных стран и народов.
В поэзии для детей и в его переводных произведениях, в сатирической надписи и в сказке для театра, в философской лирике и в статьях о детской литературе - везде слышится то мелодия народной речи, то знакомый с детства сказочный сюжет, то мудрое рассуждение подстать народной педагогике. Фольклором пронизано все творчество поэта, начиная от идейного содержания и кончая стилистической инструментовкой произведений.
Поэзия Маршака - образец развития живых и плодотворных традиций русской и мировой классической литературы от Шекспира до Тютчева. Верность традиции была для Маршака не преемственностью застывших форм, - в великих творениях прошлого он находил то живое и трепетное содержание, которое созвучно нашей современности. И когда в лирических эпиграммах Маршака последних лет звучит напоминание о лаконизме Древнего Востока (японские хайки и танки, газели Джами и Хафиза, рубай Омара Хайама) - оно современно, как никогда раньше.
Среди соратников Маршака - много поэтов "хороших и разных". Многогранная творческая натура лирика, сатирика, переводчика соприкасается в разных областях своего творчества с разными представителями советской культуры. Это и А. Твардовский - лирик, черпающий свою силу в народном слове, и переводчики О. Румер и Б. Пастернак, это и В. Маяковский - автор ОКОН РОСТА, и К. Чуковский - создатель стихотворных сказок для детей. С каждым из них у Маршака свои отношения, свои связи.
Ученики Маршака так же, как и сотоварищи по искусству, есть в разных отраслях советской культуры: среди переводчиков, поэтов для детей, лириков и сатириков. Многие поэты называют себя учениками Маршака, но далеко не все из них достойны носить это высокое имя. Быть учеником, т.е. идущим вослед поэта - значит идти дальше своего учителя.
Обращение к фольклору, как характерная черта творческого облика С.Я. Маршака. Живые истоки народного творчества, питавшие поэта в его детские годы. Песни матери. Детский фольклор товарищей по играм в рабочих слободках, где прошло детство Маршака. Любовь к устным формам живого фольклора, оставшаяся на всю жизнь. Знание множества песен разных стран и народов.
Изучение источников фольклорных материалов - сборников загадок, частушек, песен, сказок, былин, баллад, детского фольклора. Раннее знакомство с устным народным творчеством разных народов. Глубокое изучение английского фольклора во время пребывания в Англии и позднее, по книжным источникам - на родине. Знание нескольких языков как условие изучения фольклора разных народов в подлинниках.
Влияние фольклора на все аспекты литературного творчества Маршака. Отзвуки устного творчества русского и других народов в драматургии писателя. Фольклорные истоки творчества Маршака для детей. Народные баллады, детские песенки - излюбленный материал для переводов. Сатира советского поэта как продолжение народных традиций. Критическое освоение Маршаком фольклора.
Произведения Маршака, причисленные к народным и включенные в сборник фольклора. Народность поэзии Маршака. Маршак о фольклоре.
А. Фадеев и А. Твардовский о пушкинском начале в поэзии Маршака. С. Маршак о пушкинской лирике и о его сказках, вошедших в чтение детей. Пушкин - любимый поэт детства Маршака. Влияние его сказок на сказки советского поэта для детей. Гармония слова и звука в поэзии Маршака. "Традиционность" его лирики. Пушкинские размеры и ритмы в сказках Маршака. Пушкинские традиции в творчестве Маршака как реалистическое начало его поэзии.
С. Маршак о Тютчеве, о восприятии его лирики в детстве. Общность подхода к изображению природы у двух поэтов. Философское содержание лирики Маршака, родственное поэзии Тютчева. Схожесть литературной судьбы поздней лирики двух поэтов. Мотивы времени, человеческой судьбы, любви и долга. Плодотворность влияния Тютчева на лирику Маршака.
Многолетние личные связи двух писателей. История творческих взаимоотношений Горького и Маршака. Общая забота о судьбах советской детской литературы. Разработка планов нового издательства - Детиздата. Единство теоретических взглядов на развитие литературы для детей. Маршак - содокладчик Горького на Первом всесоюзном въезде советских писателей. Взаимное обогащение от творческой дружбы.
Выступления Горького в дискуссиях о творчестве Маршака. М. Горький как его защитник. Высказывания Горького о Маршаке. Статьи Маршака о Горьком.
Дружеские связи и общение между двумя поэтами.
Единство позиции по отношению к развивающейся детской литературе. Влюбленность Маяковского в поэзию Маршака и его отношение к критике творчества Маршака. Взаимное обогащение поэтов. Стихи Маяковского для детей "Что ни страница, то слон, то львица" как творческий отклик на книгу Маршака "Детки в клетке".
С. Маршак о В. Маяковском.
Творчество Маршака - литературный университет для молодых поэтов. Богатство тем, жанров, содержания его поэзии. Открытие возможностей стиха - размера, ритма, интонации, рифмовки. Понимание поэзии для детей как высокого искусства.
Б. Заходер, И. Токмакова, В. Берестов, Расул Гамзатов, Н. Матвеева и другие продолжатели традиций детского стиха Маршака.
Стихи С. Маршака о молодых современных поэтах. Высокая оценка их различных поэтических дарований.
Маршак С. Последняя встреча. - "Костер", 1936, № 2, с. 22-23.
Маршак С. Жизнь в пути. - "Литература и искусство", 1943, 27 марта, с. 2.
Маршак С. Памяти Гайдара. - В кн.: Жизнь и творчество А.П. Гайдара. М., 1951, с. 3-8.
Маршак С. О Борисе Житкове. - В кн.: Жизнь и творчество Б.С. Житкова. М., 1955, с. 6-14.
Маршак С. Поэзия труда и мира. К 200-летию со дня рождения Р. Бернса. - "Народное образование", 1959, № 1, с. 81-83.
Маршак С. Его первое столетие. Несколько мыслей о Чехове. - "Литературная газета", 1960, 28 янв., с. 2.
Маршак С. "Ради жизни на земле". - "Литературная газета", 1960, 21 июня, с. 3.
Маршак С. Горький - писатель и человек. - В кн.: С. Маршак. Сочинения в четырех томах. Т. 4. М., 1960, с. 102-108.
Маршак С. О сказках Андерсена. - В кн.: С. Маршак. Сочинения в четырех томах. Т. 4. М., 1960, с. 27-34.
Маршак С. О сказках Пушкина. - Там же, с. 10-24.
Маршак С. "Сказка, возбуждающая народное чувство". - В кн.: С. Маршак. Сочинения в четырех томах. Т. 4. М., 1960, с. 36-41.
Маршак С. Вдруг раздались чьи-то шаги... - "Литературная газета", 1962, 3 ноября, с. 3.
Маршак С. Уверенная поступь. - "Известия", 1963, 20 янв., с. 5.
Маршак С. Набирающий высоту. О стихах Расула Гамзатова. - "Известия", 1964, 11 янв., с. 3.
Маршак С. Молодым поэтам. - "Новый мир", 1965, № 9, с. 230-253.
Фадеев А. О двух сторонах творчества С.Я. Маршака. - "Литература и жизнь", 1960, 5 окт., с. 3.
Разова В. Горький и Маршак. - "Вестник Ленинградского университета", № 2. Серия истории, языка и литературы. Вып. I. Л., 1964, с. 79-90.
Разова В. Путь к поэзии для детей. - "Дошкольное воспитание", 1965, № 1, с. 102-106.
Петровский М. Вначале было слово народное. - "Дошкольное воспитание", 1965, № 1, с. 108-114.
Шкловский В. Несколько отрывистых слов о Самуиле Яковлевиче Маршаке, его друзьях и учениках. Страницы воспоминаний. - "Литературная Россия", 1965, № 14, с. 18-19.
Сарнов Б. Самуил Маршак. Очерк поэзии. М. ".Худ. лит.", 1968, с. 68.
Лейбсон В. "Заботливый и требовательный учитель". - "Детская литература", 1968, № 2, с. 9-19.