Нападение испанской инквизиции на евреев во время тайного празднования ими Пасхи. Эскиз. 1868-1902 гг. Гипс, 2 вариант, Государственная Третьяковская Галерея.
"…ближе всего и выше всего была для меня тогда работа учителя моего Антокольского. В особенности не мог я оторваться от его "Инквизиции". Целыми днями рассматривал я эту удивительно талантливую вещь. И вот прошло уже около полувека с тех пор, а я все еще не могу забыть того глубокого впечатления, какое производила эта из ряда вон выходящая работа на всех видевших ее. И как превратна бывает иногда судьба художественного творения! Эта гениальная работа была заброшена самим художником, она не была закончена, и почти все ее забыли. А в этой работе, кажется мне, заключаются и глубокая мысль, и оригинальность исполнения. Горельеф изображает подвал со старинными каменными сводами. Случилось что-то ужасное... Опрокинут стол, скатерть, тарелки, подсвечники - все на полу. В паническом страхе все бегут, прячутся в огромную печь, некоторые захватили с собой молитвенники. Тут толпятся и старики, и женщины с детьми, и молодые. Остались только двое... Один - убежденный и закаленный в вере старик: на него точно столбняк нашел. Другой, помоложе, смотрит в испуге туда, откуда слышны шаги. По круглой каменной лестнице спускается жирный инквизитор; рядом с ним идет привратник, освещающий факелом ступеньки: дальше видны воины с алебардами и цепями. Ужас, испытываемый при созерцании этой драмы, соединяется с наслаждением от талантливого исполнения работы".
Скульптор И.Я. Гинцбург. Воспоминания, статьи, письма. "Художник РСФСР", 1964. Стр. 23-24.
|