"Советская культура", М., 1964, 12 ноября.
С. Светана
Эти ребята живут далеко за Полярным кругом, в северном завьюженном городе Норильске. Часто на улице трещит пятидесятиградусный мороз, в город врывается злющий ветер. Вдруг становится немножко страшно, немножко грустно. И тогда в каждый дом в гости к ребятам приходит верный и добрый друг - Северок.
Кто же это - Северок?
Может, это ветерок?
Или, может быть, зверок
Северного края, вроде горностая?
…Как-то работники детской редакции Норильской студии телевидения решили: ребятам нужен свой телевизионный герой! Пусть будет он веселым и остроумным, чуточку смешным и забавным. И у него обязательно должно быть яркое, запоминающееся имя. Даже конкурс объявили. Наконец, имя герою нашли - Северок. На экране появилась забавная кукла в теплой шубке с меховой оторочкой и в маленьких сапожках-унтах. Северок отправлялся в командировки с кинооператорами, а потом рассказывал о своих путешествиях ребятам, учил их лепить и рисовать, затевал игры, устраивал викторины и конкурсы.
Северок сразу завоевал ребячьи сердца. На студию посыпались письма с лаконичным адресом: Норильск, Северку. К нему обращались с просьбами, делились самым сокровенным. Да это и понятно: у норильских девчонок и мальчишек появился "свой человек" в телестудии.
В одно из воскресений Северок собрал ребят. Было это, когда газеты сообщили, что произведения писателя Самуила Яковлевича Маршака выдвинуты на соискание Ленинской премии. Ребята не знали, что в таких случаях пишут в Комитет по Ленинским премиям или в газеты. Они решили написать Маршаку.
Цель письма выражалась в одной строчке: "Мы-то знаем, Самуил Яковлевич, премию Вы обязательно получите". Все письмо получилось длинное. Хотелось рассказать обо всем: о городе, "красивом и сильном", о том, как много в Норильске шахт и рудников, на которых работают мамы и папы маленьких авторов письма, какая лютая стоит зима и как красиво северное сияние. Рассказали ребята и о детских телевизионных передачах, которые ведет их любимец Северок. И подписались: "Северок и северные ребята".
Очень скоро на Норильскую студию пришла телеграмма от Маршака, а потом и письма.
"Дорогие товарищи!
Я получаю множество писем от взрослых читателей и ребят со всех концов нашей страны, но письмо от норильских ребят особенно порадовало меня своей непосредственностью и свежестью.
В этом письме много места уделено вашим детским передачам и, в частности, любимцу ребят - Северку. Вы очень удачно придумали этого маленького героя и так хорошо назвали его. Это имя - Северок - звучит и серьезно, и ласково, и сказочно. Мне даже захотелось - несмотря на мою болезнь - написать что-нибудь о вашем Северке.
Я посылаю вам письмо, обращенное к ребятам. Из него вы узнаете, что меня интересует. Может быть, на некоторые вопросы вы захотите ответить сами - в дополнение к тому, что расскажут ребята.
Напишите мне, пожалуйста, из чего состоят ваши детские передачи.
Желаю вам успеха в вашей полезной работе.
Шлю вам сердечный привет.
Ваш С. Маршак"
Так началась дружба. Теперь гордый Северок перефразировал экспромт Сергея Михалкова:
И я знаком,
И ты знаком
С Самуилом Маршаком.
Это была дружба Маршака с ребятами, писателя - с нашей детской редакцией.
В одной из передач мы прочитали письмо Самуила Яковлевича, обращенное к норильским мальчишкам и девчонкам:
"Дорогие ребята!
Письмо ваше я получил с опозданием и поэтому ответил вам телеграммой.
Сейчас, вернувшись из санатория, я хочу еще раз поблагодарить вас за ваше умное и доброе письмо. Ммне даже захотелось что-нибудь написать о вашем Северке, если мне только позволит здоровье. Надеюсь, что вы найдете время для того, чтобы написать мне подробно о своем городе и крае, о своей жизни и о Северке.
Какого Северок роста, из чего он сделан, во что одет? Если можно, пришлите его фотографию. Рассказывает ли он сказки, поет ли, танцует ли? В каких передачах участвует? Что пишут ему ребята?
Очень забавно вы рассказали о том, что случилось на почте, когда ребята получали для Северка посылку. Может быть, припомните еще какие-нибудь интересные или забавные случаи, связанные с Северком. Пишите и о вашей школьной и пионерской жизни. Расскажите о вашей природе и о ваших земляках, которые вам чем-либо интересны.
Вот сколько вопросов я вам задал! Чтобы вам было нетрудно, вы можете ответы распределить между собой. Только пишите мне запросто, свободно, как своему другу.
Крепко вас обнимаю и желаю вам здоровья и успехов.
Ваш С. Маршак".
Стали приходить письма с адресом: Норильск, детская редакция, для Маршака. Ребята с любовью рассказывали о Северке, о его поездках в далекие северные фактории и на полярные станции, описывали наш суровый край. По этим рассказам мы построили несколько передач, кое-что подснимали на кинопленку.
В письмах Маршаку дети старались вспомнить все смешные и забавные истории из жизни Северка. Их было много. Например, история, приключившаяся на почте.
Пришло Северку извещение на посылку: ребята детского сада прислали ему игрушки, которые сделали из пластилина. За посылкой отправились юнкоры. Подали извещение. Из окошка выглянула серьезная тетя и потребовала паспорт… Северка. Ребята смущенно улыбнулись и сказали, что нет у Северка паспорта. "Как это нет?" - удивилась серьезная тетя и отказалась выдать посылку.
Вот так начинается у Маршака наша "почтовая история":
Немало добрых, теплых строк
В день получает Северок.
А из какого-то села
(А может, городка)
Посылка ценная пришла
На имя Северка.
Итак, Маршак начал писать стихи о нашем Северке. Сначала появилось одно стихотворение. Потом было решено написать поэму. Стали рождаться ее главки. А у нас на студии Северок выступал с новыми передачами. И Самуил Яковлевич был одним из их создателей.
Есть в поэме Маршака такие строчки:
Отлично знает Северок,
Кто спал за партой, как сурок,
А кто работал честно, -
Все Северку известно.
Именно они помогли нам в одной из самых трудных передач. Речь шла о двойках. А об этом всегда говорить тяжело. Даже не потому, что это отвратительные отметки. Здесь страшно сойти на назидательный, нравоучительный тон, который по телевидению ребята совсем не воспринимают.
Ребятам очень понравились стихи Маршака о двоечниках, о Мишке, который
на диктовке
Страницу целую скатал
У двоечника Вовки.
И значит, Вовка виноват,
Что в Мишкиной диктовке
Ошибок ровно пятьдесят.
(И столько же у Вовки!)
Мы рассказали в передаче случай, который послужил достойным продолжением истории, поведанной Маршаком. Третьеклассник Слава П. прислал на телестудию письмо:
"Дорогая редакция! Дорогой Северок! Я учусь плохо, в дневнике у меня одни двойки. Маму и папу я совсем не слушаю. С учительницей разговариваю я грубо. Еще я таскаю девчонок за косы и дерусь с мальчишками на переменке. Можете рассказать про меня в передаче".
"Вот это мальчик! - сказали ребята. - Молодец! Взял и честно обо всем написал". Юнкоры решили познакомиться со Славой и сфотографировать его, чтобы показать всем ребятам. Только фотографировать и показывать пришлось не Славу П., а Колю С., который нарисовал абсолютно правдивую картину, но по "ошибке" указал фамилию одноклассника.
К большому горю всех норильских ребят наша дружба с писателем оказалась короткой. Мы успели получить не очень много писем Маршака.
Самуил Яковлевич Маршак назвал свои очерки о большой литературе для маленьких "Мир в картинах". Громадным миром в живых, запоминающихся образах-картинах является для детей и телевидение. Маршак ценил в ребятах острую впечатлительность, живое воображение, необыкновенную чуткость к слову. Все это - может, даже в большей степени - должны учитывать те, кто создает для детей телевизионные передачи.
Вместе с детьми мы учились у любимого писателя. И писатель очень часто был незримым участником, а порой и создателем наших передач.
Норильск-Москва.
Примечания
* Прочитать историю создания стихотворения "Северок" можно на странице "Северок". Материалы к истории произведения.