Источник:
Б. Ляпунов. М. Ильин. Государственное
Издательство Детской Литературы Министерства
Просвещения РСФСР, М., 1955. 80 стр.
Б. Ляпунов
Наша страна - великая стройка. Такова одна из генеральных тем в творчестве Ильина, которой он начал заниматься еще в самом начале своего литературного пути и которой остался верен до конца его. Тема эта, более, чем какая-либо другая, требовала от писателя не одного лишь популяризаторского, но и публицистического таланта. Передать пафос строительства, какого еще не знала мировая история, показать величие и грандиозность решаемых нами задач в состоянии лишь литератор, владеющий мастерством публициста, откликающийся на самые насущные вопросы современности. Не случаен успех "Рассказа о великом плане", ставшего широко известным во многих странах мира. Поэтому не оставляют читателя равнодушным рассказы о Родине - "Сегодня и вчера". А читая последнюю, незавершенную вещь Ильина - "Народ-строитель", - повествующую о послевоенных пятилетках, чувствуешь, насколько увлекла его благородная, высокая тема народа-строителя, страны-стройки.
В 1930 году выходит "Рассказ о великом плане". Он родился из цифр-картинок, созданных Ильиным ранее. Эту книгу он строит как серию очерков об открытии страны, в которой мы живем, но которой еще совсем не знаем. Основа жизни Советской страны - план, и потому книгу начинает рассказ о том, что бывает, когда работают без плана, как, например, в капиталистических странах, где царит анархия производства. Иное у нас, где господствует плановое начало. Но чтобы составить план, надо знать свои ресурсы. Отсюда глава "Разведчики пятилетки", рассказывающая об изучении недр, о наших природных богатствах. "Вслед за отрядами разведчиков идет армия, завоевателей, армия рабочих, - начинает автор следующий рассказ. - На огромном фронте нам придется воевать. И пятилетка - это одно из первых великих сражений. Придется копать землю, ломать скалы, рыть шахты, возводить здания. Придется выцарапывать из земли, подымать, перетаскивать миллионы тонн руды, строительных материалов, угля, торфа". Чем это делать? Мы читаем далее о рабочих-великанах, механических помощниках - машинах, облегчающих труд человека и позволяющих выполнять наши великие работы.
Чтобы работали машины, нужна энергия. Вода, ветер, топливо, электричество - темы следующих глав, закономерно вытекающих из предыдущих. Чтобы создать машину, нужен металл, нужны станки. Металлургия, станкостроение завершают цикл рассказов о становом хребте народного хозяйства - энергетике и тяжелой промышленности. Их дополняют главы о химии, которая помогает нам творить чудеса, о сельском хозяйстве - зерновой фабрике.
Читатель узнал теперь, что предстоит сделать рабочим и крестьянам. Будут построены новые заводы, шахты, рудники, будут получены миллионы тонн хлеба. Продукцию промышленности и сельского хозяйства надо перевозить, - и о том, как потекут по всей стране "грузовые реки", идет речь в рассказе "Война с километрами". И, наконец, основа, реальность наших планов - это люди. Им посвящены рассказы о рабочих, об их труде и жизни в странах капитала и у нас, в стране социализма.
Каждая глава связана с другими, все вместе они дают целостное представление о "великом плане". Ожили цифры, они стали осязаемы, наглядны, потому что писатель нарисовал стройную картину будущего, становящегося настоящим, и показал, что кроется за 1600 страницами проекта пятилетнего плана.
Цифры первой пятилетки, ставшей началом грандиозных преобразований, облеклись в плоть и кровь художественных образов. Параллели, сопоставления, факты, порой неожиданные, порой известные, но показанные читателю с неизвестной стороны, помогают наглядно представить пропасть, отделяющую два мира: "у нас" и "у них". Раскрыть средствами научно-художественного жанра величие замысла, которого еще не знала история, - бесспорно трудная задача. Писателю удалось ее решить. Убедительная силой собранных в ней фактов, выразительная и страстная силой публицистического своего накала, книга сыграла большую роль в пропаганде пятилетнего плана. Недаром так велика была ее популярность в годы, когда весь мир следил за этим нашим шагом в будущее. Маловеры и скептики, откровенные враги и искренние друзья хотели знать о нем. И писатель сумел донести на страницах своей книги пафос созидания, великой стройки, какой стала наша страна.
"Его (М. Ильина. - Б. Л.) "Рассказ о великом плане" с триумфом был прочитан всюду в Европе, переведен на языки Японии, Китая и выдержал - если не ошибаюсь - не одно, а несколько многотиражных изданий в Нью-Йорке, - писал Горький в предисловии к американскому изданию "Горы и люди". - Исключительный успех "Рассказа" объясняется редчайшей способностью Ильина "говорить просто и ясно о явлениях сложных и вещах мудрых".
"Народ-строитель" - рассказы о пятом пятилетнем плане. Над этим произведением Ильин работал в последний год жизни. Почти четверть века отделяют его от книги о первой пятилетке. Огромные перемены произошли в стране. Их надо было отразить в новой книге. Она тоже начинается рассказом о роли плана для народа, ставшего у нас хозяином своей судьбы. Затем автор говорит о самом главном - о повышении производительности труда. Он на примерах показывает, что значит "больше успевать, меньше уставать". Вслед за ним мы изыскиваем пути борьбы за скорость, пути экономии материалов, знакомимся с достижениями новаторов производства. Ильин описывает успехи в покорении металла, в создании новых материалов - пластических масс. Металлургия, металлообработка, химия - важнейшие отрасли народного хозяйства, и с их достижениями читатель знакомится из живых, простых и интересных рассказов. Отдельный рассказ посвящен гидроэнергетическому строительству, широко развернувшемуся в стране.
Советские люди выполняют величественную программу расширения производства предметов народного потребления. Рассказ "О старых друзьях" - о том, как делаются вещи, посвящен техническому прогрессу в легкой индустрии.
Книга "Народ-строитель" написана живым языком, в свойственной Ильину "разговорной" манере.
Так, вернувшись к теме "великого плана", писатель рассказал о новых задачах, стоящих перед нашей страной, которая делает еще один шаг на пути к коммунизму.
В 1937 году вышла книга Ильина "Сегодня и вчера" - рассказы о Родине.
"Сегодня и вчера" содержит огромный фактический материал: цифры, архивные документы, воспоминания и свидетельства современников, переписку, цитаты из речей и газет, объявления, личные впечатления автора, видевшего за рубежом плоды западной "демократии". Идея произведения - показать, какой была и какой стала наша страна. Языком художественно обобщенных фактов книга рассказывает о величайших завоеваниях, достигнутых нами и записанных в Конституции СССР.
Как и многие другие книги М. Ильина, эта книга также состоит из коротких рассказов, вполне самостоятельных, но объединенных одной идеей. Чтобы ярче показать настоящее, писатель ведет нас в прошлое - в мир, где царила бедность на одном полюсе и роскошь - на другом, на рабочую окраину столицы, на фабрику и в казарму, где в ужасающих условиях, жили рабочие. Путешествие это целиком построено на фактах, убедительных, страшных в своей наготе.
Авторский текст не бесстрастен. Он гневно обличает чудовищную социальную несправедливость, заставляет переживать радость "новых хозяев нового дома". И вывод часто в таких рассказах - документальных историях - становится ненужен: читатель сделает его сам, он всем ходом изложения подготовлен к этому.
В книге проводятся параллели не только прошлого с настоящим, вчера и сегодня, но и настоящего с настоящим, сегодня "у нас" и сегодня "у них". В качестве свидетелей выступают буржуазные экономисты, политические деятели, журналисты, писатели - те из них, которые не могут скрыть правду и своими невольными признаниями обнажают изнанку капиталистической "демократии". Опять факты, придающие всему повествованию строго документальный характер, убедительность, правдивость.
Однако фактический материал, широко используемый Ильиным, не "сушит" книгу, прежде всего потому, что он является органической частью, основой повествования. Это не перечень фактов, а связный, живой рассказ-очерк о прошлом и настоящем.
Публицистические рассказы-очерки Ильина сыграли важную роль в ознакомлении читателей, советских и зарубежных, с великими преобразованиями, осуществленными в нашей стране по планам и под руководством Коммунистической партии. Ромэн Роллан сказал, оценивая "Рассказ о великом плане": "Ни одна книга не передает так ясно и общедоступно великое значение героической работы Советского Союза".
Эти слова можно отнести и ко всей публицистике Ильина, не потерявшей своего значения и в настоящее время, как острая, боевая, яркая пропаганда успехов первой в мире страны социализма.
Близко по теме и задачам к публицистическим произведениям, посвященным социалистическому строительству, прошлому и настоящему нашей Родины, примыкают книги о преобразовании природы страны.
"Наука у нас все больше осознает необходимость комплексного изучения природы, и наши ученые сообща решают проблемы ее перестройки. Но в наших университетах еще не читают курса единой науки о преобразовании природы. А научно-художественная литература занимается этой наукой уже два десятилетия", - писал Ильин. В первую очередь сказанное относится к творчеству самого Ильина, который посвятил теме преобразования природы несколько больших книг. В 1935 году вышли "Горы и люди", рассказы о переделке природы, в 1947 году - "Человек и стихия", книга о погоде, об изучении стихии, что должно привести в будущем к власти над ней. В 1950 году издана книга "Покорение природы" - о роли агрономической науки в борьбе с засухой, о насаждении лесозащитных полос, в 1951 году - "Преобразование планеты", сборник, в который вошли предыдущие работы и новый раздел, давший название сборнику и посвященный разоблачению буржуазных теорий мальтузианского толка и завтрашнему дню Советской страны, преображенной трудом освобожденного человека.
В произведениях, посвященных преобразованию природы, Ильин показывает, как народ во всеоружии науки и техники переделывает природу, стремясь покорить ее силы и взять от нее все, что она может дать. Он рисует картины будущей переустроенной страны. И многое из того, о чем писал Ильин, уже воплощается или воплощено в жизнь: строятся мощные гидростанции на реках нашей Родины; вступил в строй Волго-Донской канал...
Все произведения о преобразовании природы объединены одним желанием автора - показать, как "в нашей стране люди по одному общему плану и замыслу перестраивают и поля, и леса, и реки, и свою собственную жизнь". Пафос, искренний, проникнутый глубокой верой в правоту и осуществимость нашего дела, звучит в книгах, посвященных переделке страны.
"Случайно он набрел на книгу под названием "Горы и люди", перевод с русского. Он взял ее в руки с чувством недоверия. Он боялся пропаганды. Но эта книга оказалась увлекательной, как Жюль Верн..." - говорит Луи Арагон об одном из героев своего романа "Коммунисты".
В рассказах о переделке пустыми, о борьбе за плодородие, о новой и постоянно обновляющейся географии целой страны нет экзотических приключений, описаний путешествий, нет сюжета с острыми, неожиданными поворотами событий. Есть новеллы - и не о людях, а об их делах, есть путешествия - и не в дальние страны, а в лес, на луг, в поле, в пустыню, есть приключения - но не охотников на тигров, а капельки воды или зернышка ржи. Тем не менее они читаются с захватывающим интересом. Из отдельных очерков, иногда, казалось бы, далеких по теме, складывается целостная картина. Уменье подняться над фактами, зачастую известными и потому переставшими поражать воображение, прочесть маленькую газетную заметку, как эпическую поэму, увидеть в мелочах, на первый взгляд, детали одного, огромного, величественного здания - эти качества присущи Ильину-художнику, рассказывающему нам о новой судьбе страны.
М. Ильин чутко следил за всем, чем живет народ. "Горы и люди" были написаны в годы, когда мы только приступали к переделке природы. Книга "Покорение природы" была написана, когда задача активного вмешательства человека в природу решалась в огромных масштабах. Битва с давнишним врагом земледельца - засухой, работы русских ученых, наметивших пути преобразования природы, планы насаждения лесов, их сила, их реальность, завтрашний день сельского хозяйства - таково содержание книги.
Во введении к "Горам и людям" Ильин писал, что когда-нибудь будет написана книга и о перестройке мира, о перестройке всей нашей планеты. И вот перед нами новое издание его рассказов о покорении природы, названное "Преобразование планеты".
Писатель дает бой воинствующему мальтузианству и современным буржуазным лжеученым, утверждающим, что голод и нищета неизбежны, потому что земля не в состоянии прокормить всех на ней живущих. Нет, говорит он, богатства земли безграничны. Все дело в хозяине. И если бы человечество начало по-настоящему хозяйничать в своем доме, жизнь пошла бы иначе.
В фельетоне "Путешествие на Землю", напечатанном в период Международного экономического совещания в Москве в 1952 году, Ильин описывает в форме дневника впечатления путешественника из другого мира, прибывшего на нашу планету.
О странных вещах рассказывают страницы дневника. Щедрые дары Земли могли бы прокормить миллионы людей, а между тем во многих районах мира царит голод. Наука и техника открыли возможность преобразования природы для блага человека, между тем огромные средства еще тратятся в ряде стран на гонку вооружений. Можно было бы резко улучшить условия жизни, но вместо жилищ строятся полигоны и казармы, вместо плотин и каналов - склады боеприпасов. Эти разумные существа, отмечает путешественник в дневнике, сумели победить самые страшные болезни - и в то же время среди них есть такие обитатели Земли, которые вреднее самых вредных бацилл. Они изобретают чудовищные орудия разрушения, заставляют науку напрягать силы в поисках новых способов истребления людей. Они экспериментируют, например, с бактериологическим оружием, нарочно выращивают смертоносных возбудителей болезней. И это происходит тогда, когда энергетика достигла невиданного расцвета, начался век атома, когда наметились пути синтеза пищевых продуктов из воды и воздуха без помощи растений, когда длительность жизни могла бы быть гораздо большей, чем сейчас.
Лишь в странах, где у власти стал народ, иная картина. Там все творится во имя человека. Уже шестьсот миллионов - треть человечества - высказались за мир. Почему же всем не договориться об этом? Ведь это же самое простое и разумное! - заключает путешественник.
"Путешествие на Землю" является логическим продолжением "Преобразования планеты": Ильин показывает, каких успехов могло бы добиться человечество, если бы вместо войн и подготовки к ним силы тратились на мирные цели. Профессор Фредерик Жолио-Кюри сказал, что показывать блага, какие может дать мир, - значит бороться за него. Книги Ильина о переделке планеты, о том, чего возможно достигнуть, планомерно покоряя природу, - вклад писателя в дело защиты мира.
Характерно для них широкое и свободное пользование материалом из разных областей науки и техники. Метеорология, гидрология, агробиология, экономическая география, геология служат поставщиками фактов, из которых строится художественное повествование. Так, "Горы и люди" рассказывают, опираясь на факты, как происходит битва с природой на всех фронтах - в пустыне, на полях, на реках, на земле и под землей.
Характерен для них и необычайный размах повествования в пространстве и времени. Ильин владел способностью охватывать умственным взором явления огромных, космических масштабов. Он говорил о необходимости "планетарного взгляда" на то, что творится вокруг, и сам мог действительно смотреть таким взглядом. Даже когда он пишет о частном, сравнительно узком, за ним чувствуется общее. Когда мы читаем "Горы и люди", то далеко не на каждой странице идет речь о стране в целом, и тем не менее книга эта - рассказ о переделке природы всей страны. В книге "Человек и стихия" погода выступает перед нами как результат работы "машины планеты". Ильина увлекла "поэзия бурь и гроз", романтика борьбы со стихией. "Действующие лица" книги - воздух, вода, земля, живые существа, обитатели этих миров, - связаны в единое целое. Более того: Земля - часть космоса, и к списку "действующих лиц" надо прибавить еще и Солнце, от которого зависит жизнь планеты. Ильин приглашает читателя следовать за ним в самую гущу событий, не пассивно, на веру воспринимать сказанное автором, а самому сознательно разобраться, сделать выводы, оценить, проверить. Мы следим за приключениями ветра-Невидимки, за жизнью воздушных масс, за круговоротом водяной капельки. На наших глазах рождаются глаза ученых - приборы, помогающие изучать стихию. Мы переносимся из одного века в другой, из одного места в другое - из Флоренции в Петербург, из Лондона в Москву. Мы поднимаемся на воздушном шаре в высокие слои атмосферы и опускаемся в батисфере в подводное царство вечной ночи. Мы совершаем "путешествие в завтра" и узнаем, как можно предсказывать погоду. И мы знакомимся с работой неутомимых тружеников, часовых погоды - метеорологов и гидрологов, день и ночь следящих за жизнью природы.
Ильин восставал против зарубежных "книг чудес", превозносящих чудеса комфорта или фокусы. Не этими забавами, а подлинными чудесами науки, создаваемой человеком и для человека, должна удивлять книга о достижениях человеческого разума. Но в то же время она должна показывать, что в этих чудесах ничего чудесного, иначе говоря - таинственного, сверхъестественного, нет. А потому необходимо не только показывать, но и объяснять, вводить в суть вещей, раскрывать пути, которые привели к поистине изумительным достижениям волшебницы-науки.
Так и поступал Ильин, который не ограничивался простым описанием достигнутого, хотя бы и очень интересным, а заставлял читателя совершать увлекательные путешествия по трудным путям науки.