Источник:
Б. Ляпунов. М. Ильин. Государственное
Издательство Детской Литературы Министерства
Просвещения РСФСР, М., 1955. 80 стр.
Б. Ляпунов
Делом всей своей жизни Ильин считал разработку темы о человеке-великане и в течение многих лет собирал материал для научно-художественной книги, повествующей о том, как человек познает и переделывает мир и самого себя. Эта тема, по существу, затрагивается в ряде произведений Ильина, в которых раскрываются отдельные достижения культуры.
В 1934 году Илья Яковлевич встретился с А.М. Горьким и рассказал ему об идее книги о человеке, его истории - от первых шагов до нашего времени, книги "Как человек стал великаном".
Алексей Максимович сказал: "Знаете, как я начал бы эту книгу? Представьте себе бесконечное пространство. Звезды, туманности... Где-то в глубине гигантской туманности загорается Солнце. От Солнца отделяются планеты. На одной маленькой планетке материал оживает, начинает сознавать себя. Появляется человек..."
В 1936 году Ильин совместно с Е. Сегал приступил к работе над книгой "Как человек стал великаном", поставив перед собою цель: рассказать, как появился человек, как он учился работать и думать, как он овладел огнем и железом, как он боролся за власть над природой, как он познавал и перестраивал мир".
Эту книгу авторы Ильин и Сегал посвятили памяти Горького.
О происхождении человека, зарождении человеческой культуры есть много популярных книг. История человека-великана, рассказанная Ильиным и Сегал, содержит те же факты, опирается на те же выводы, что и многочисленные сочинения других популяризаторов, но по-иному она построена, иной в ней стиль. Это не сводка фактов с выводами из них, это живое повествование о миллионах героев, слитых в одном слове - человек.
Главное, что отличает эту книгу от других, посвященных тем же вопросам, - метод раскрытия темы. "Как человек стал великаном" - это повесть о герое, у которого сначала нет даже имени, который становится человеком в философском значении слова. Само название разделов подчеркивает это: "Наш герой учится ходить", "Наш герой спускается на землю", "Начало биографии", "Человек добывает время", "Человек нарушает правила", "Человек строит вторую природу", "Человек зарабатывает себе ум".
Подчеркивают это и отступления, где история человечества конкретизируется в биографии какого-нибудь отдельного человека, где авторы говорят о "бабушке и двоюродных братьях" своего героя, или о его именах, которых у него стало великое множество, или о годе и месте его "рождения", которые, казалось бы, в нашем понимании нельзя и определить.
История человека-великана у Ильина и Сегал начииается с показа тех зависимостей, какие существуют в природе между животным и растительным миром. Прародину человечества - лес, в котором обитали человекообразные обезьяны, они называют "невидимой клеткой", в которой каждому обитателю отведено свое определенное место.
Но все живые существа меняются, когда меняются условия в том мирке, где они живут. Так, рыба вышла когда-то на сушу, став земноводной, лошадь, ранее обитавшая в лесу, приспособилась к жизни в степи. Так и предок человека, бывший обитателем доисторического леса, точнее - верхнего его этажа, самого высокого яруса, выбрался из своей невидимой "клетки".
Литератор, пишущий о науке, ищет таких методов подачи материала, которые заставили бы читателя почувствовать романтику, атмосферу научных достижений, широту и размах проблемы.
Если с этой точки зрения посмотреть на повесть о человеке-великане, можно отметить ряд характерных особенностей. К началу работы над этой книгой у Ильина был уже накоплен значительный литературный опыт: ранний период, завершенный "Рассказами о вещах", публицистические произведения о Родине, книги о перестройке природы страны. Они подготовили Ильина к творчеству в новой области - популяризации науки. Расширилась тематика, расширились и приемы, которыми затем пользовался писатель и в других своих книгах, пропагандирующих различные проблемы науки и техники. Еще шире и более смело, чем раньше, использованы сравнения и обобщения, экскурсии в другие разделы знания.
Рассказывая, например, об изготовлении орудий первобытным человеком, авторы в разделе "Живая лопата и живой топор" приводят примеры "живых" инструментов, которые режут, пилят, роют землю, приготовляют пищу. Это зубы, когти, ноги. Но "бобр не может отнести свои резцы в починку, когда они у него от старости сделаются тупыми. А муравей не может заказать себе в мастерской новую, усовершенствованную ногу, чтобы удобнее и быстрее рыть землю". То, что хорошо для животных, для человека не годится. "К двадцати пальцам и тридцати двум зубам, которые человек получил от своих предков, он добавил еще тысячи самых разнообразных - длинных и коротких, толстых и тонких, острых и тупых, колющих, режущих, бьющих - пальцев, резцов, клыков, ногтей, кулаков.
И это дало ему такую быстроту в состязании с другими животными, что угнаться за ним стало совершенно невозможно".
Человек стал мастером, и это подняло его над животными, увеличило власть над природой.
Такие сравнения и аналогии позволяют, авторам разнообразить, оживлять повествование, делают доступнее и понятнее философские положения книги.
"Для всякой работы нужно уменье. А уменье с неба не падает, его надо от кого-то получить", - начинается раздел "Школа-тысячелетка". В нем говорится, как накапливало человечество трудовой опыт. Сравнение со школой, всем знакомой, верно передает существо тысячелетнего процесса обучения человека-великана трудовым навыкам. В этой же школе человек научился и говорить, возник язык - средство общения людей между собой.
Прием раскрытия нового в старом, встречающийся в ранних произведениях Ильина, здесь приобретает еще большее значение. Ведь многое в нашей культуре уходит корнями в отдаленнейшее прошлое. И вот мы неожиданно находим в некоторых наших словах смысл, о котором никогда не задумываемся и который дошел из глубины веков.
Как и прежде, Ильин прибегает к методу живого рассказа - картинок, нарисованных "с натуры", к художественному обобщению фактов. Он рисует эпизоды из жизни наших предков - сцены их быта, охоты других занятий. Такие картины в повести о человеке-великане встречаются часто. Не будет преувеличением сказать, что этот принцип положен в основу всего изложения. Почти каждая глава - эпизод из биографии героя. Прочитав книгу, читатель сможет охватить одним взглядом сложную проблему происхождения человека. Заинтересовавшись ею, он обратится, если захочет, к "первоисточникам знания - книгам ученых, исследовавших жизнь Земли и человечества". Авторы видят свою задачу в том, чтобы подвести читателя к дверям науки, и эта задача ими выполнена.
Во второй части книги авторы рассказывают об античном обществе, о гибели рабовладельческого строя и борьбе науки против религиозного мракобесия и изуверства. Она написана так же живо и интересно, как и первая часть.
В ней авторы продолжают рассказ о своем необычайном герое, путешествуют с ним в пространстве и во времени, перебираются с ним из города в город, из века в век. Они повествуют о том, как постепенно раздвигались для человека границы узнанного мира, как впервые появилось слово "человечество" и впервые заговорила наука - двадцать пять веков назад написано было первое научное сочинение о природе.
"Планетарный" взгляд, присущий многим произведениям Ильина, здесь проявляется с особой силой. Авторы как бы оглядываются на весь путь, пройденный человечеством. Центры мировой культуры - от Афин и Александрии до Византии и Москвы, целая галерея людей науки - от Демокрита и Аристотеля до Коперника и Бруно, проходят перед нами. "Из тысяч нитей выткало время повесть о человеке. У каждой нити свой цвет. Каждый народ вплетал свою прихотливую линию в общий узор мировой культуры. А всё вместе составило многоцветную ткань".
Герой книги меняет имена, и все-таки у него остается одно имя - человек-великан, человек, познающий мир. Процесс открытия мира был долгим и трудным. Авторы путешествуют по следам науки. В древней вавилонской библиотеке мы знакомимся с собранной веками мудростью и узнаем, что она дошла до нас через тысячи лет - в начатках математических знаний, в нашем календаре. Но в науке древних очень многое от религии, и, поднимаясь по ступенькам, веков, мы следим за тем, как шло освобождение от религиозного тумана, как вырастало подлинное знание. Первые греческие ученые Фалес и Анаксимандр, античная философия древности, история народов, труд людей, создававших все ценное в мире, движение человеческой культуры вперед, рост техники, смена социально-экономических формаций - все сплетено в единую нить рассказов. Формы их разнообразны. Тут картины быта и труда древних, жизнеописания ученых, сущность их учений, рассказы о войнах и восстаниях, путешествиях и изобретениях, о смене исторических событий на мировой арене и многое другое. Факты чередуются с обобщениями, но мы все время помним о герое, образ которого создается из множества образов: ученых, полководцев, путешественников, простых людей - движущей силы истории. Это он "раздвигает" стены "дома", в котором живет, пересекает моря и океаны, устремляется мыслью к звездам и атомам, к высотам воздушного океана и вглубь земли, разгадывает загадки и открывает законы природы, ставит себе на службу силы стихии, создает бессмертные творения искусства. Но путь его не гладкий и не прямой. С трудом пробирается он вперед, нередко спотыкаясь и теряя дорогу. Здесь сама жизнь создавала драматические ситуации, и авторы показывают великую трагедию человека-великана, у которого "не было большего врага, чем он сам". Свобода и рабство, истина и предрассудки, созидание и разрушение шли рука об руку. "Настанет время, когда не будет больше этого разлада, когда человек-великан всю свою мощь обратит против еще бунтующих сил природы",- говорят авторы. И, продолжая книгу о том, "как человек стал великаном", они хотели рассказать о нашем времени, когда возникла страна социализма, заглянуть в будущее, когда "человечество станет властелином природы, разумным хозяином планеты, когда на всей земле исчезнут эксплуатация и порабощение".
Во второй части книги авторы допустили некоторые ошибки - в оценке таких представителей античной философии, как Платон и Сократ, в толковании идеализма и материализма, что было отмечено в статье "Правды" "О книге "Как человек стал великаном". Несмотря на то что авторы говорят о борьбе угнетенных против угнетателей, о том, как силы реакции стремились помешать прогрессу, в ряде мест не дано отчетливого представления о двух лагерях в философии - идеализме и материализме. Реакционные по сути своей взгляды Сократа и Платона не получили в книге правильного толкования. Не вполне верно нарисованы их образы.
"Могла ли устареть за две тысячи лет развития философии борьба идеализма и материализма? Тенденций или линий Платона и Демокрита в философии? Борьба религий и науки? Отрицания объективной истины и признания ее? Борьба сторонников сверхчувственного знания с противниками его?"1 - писал Ленин. Поэтому особенно важно было дать молодому читателю верное представление об этой борьбе, дать верную оценку двум направлениям в философии.
Ильин предполагал довести повесть о человеке до настоящего времени. В последние годы жизни Ильин начал работу над новой книгой ("Картины мира"), которая познакомила бы молодого читателя с развитием представлений о мире вплоть до современности, продолжая, таким образом, основную тему "как человек стал великаном".
В создании комплексных, большого звучания произведений о важнейших проблемах - научных и технических - видел писатель одну из важнейших задач научно-художественной литературы.
В творчестве Ильина заметна тяга к мировоззренческой теме, к широким, обобщающим книгам, охватывающим многие отрасли знания. "Горы и люди" явилась одной из таких книг. "Как человек стал великаном" была следующим шагом на этом пути. В "Картине мира" Ильин хотел изобразить мироздание в целом.
Ведь в грандиозном здании науки молодому читателю нетрудно заблудиться. Отдельные его помещения разделены, и часто даже ученые - узкие специалисты не переходят этих границ, изучая лишь свою область. А между тем уже сделаны обобщения, на основе которых можно нарисовать единую динамическую картину мира, общий план здания науки с позиций диалектического материализма. Таков был замысел Ильина, который, к сожалению, он не успел воплотить в жизнь. Много лет готовился писатель осуществить мечту о книге, которая собрала бы в себе достижения физики, химии, геологии, истории культуры и дала бы читателю целостное представление о мире, где мы живем. Сохранились отдельные наброски и черновые материалы этой книги, показывающие, с каким большим интересом и увлечением работал писатель над своим замыслом.
Примечания