Главная > Родные и близкие > И.Я. Маршак > Б. Ляпунов. М. Ильин

Источник:

Б. Ляпунов. М. Ильин. Государственное
Издательство Детской Литературы Министерства
Просвещения РСФСР, М., 1955. 80 стр.

Б. Ляпунов

М. Ильин
Критико-биографический очерк

Часть 5

Могущество человека, изучающего и переделывающего мир, - важнейшая тема в творчестве Ильина, разработанная в ряде крупных его произведений. Она затронута и в произведениях, которые можно отнести к жанру "научной сказки".

В книжке Ильина и Сегал "Сказка-загадка" говорится о волшебнице-науке, которая вместе с техникой в руках человека творит чудеса.

Читая старые сказки, говорят авторы, мы в них нашли чудесные вещи и собрали их вместе. И все они есть на самом деле. Какие же это вещи?

Герой сказки Иван отправился в дальнюю дорогу - за счастьем. Волшебное колечко показывало ему дорогу всюду - на суше, на море и в воздухе. С помощью чудесной пилы и топора он проложил себе дорогу в дремучем лесу, с дубинкой-самобоем рушил преграды на своем пути. Говорящая дудочка и волшебное зеркальце помогли ему узнать, что делается за тридевять земель. Хрустальное яблочко разгоняло темноту ярким светом. В сапогах-скороходах Иван шел семимильными шагами. На корабле-вездеходе побывал он и в подводном царстве и под небесами. Легло чудесное полотенце в пустыне - и потекла река, расцвели сады.

Компас, который не дает заблудиться кораблям, радио и телевизор, позволяющие слышать и видеть за много километров, автоматические машины, электрическая лампочка, поезд, самолет, подводная лодка, каналы в пустыне - все это сказка, ставшая былью. И авторы говорят: "Своим трудом добыли люди чудесные вещи, о которых прежде только мечтали. Покорили они и горы, и леса, и реки, и моря, и воздух, и недра земные. А им все мало. Они уже новые сказки рассказывают. Они мечтают о том, чтобы перелететь на другие планеты, научиться управлять дождем и ветром, превратить всю землю в скатерть-самобранку. Сбудется ли это когда-нибудь? Старые сказки сбылись, сбудутся и новые, если только люди будут слушаться советов волшебницы-науки".

В другой научной сказке ("Сказка о двух мудрецах") Ильин и Сегал рассказывают о споре двух мудрецов. Мудрецы поспорили: человек - великан или карлик? В стране великанов, куда они отправились сначала, человек действительно кажется карликом по сравнению с гигантскими животными, деревьями, высокими горами. Ом кажется ничтожной пылинкой среди небесных тел и в бездонных просторах вселенной, где расстояния измеряются мерками, не поддающимися нашему воображению. И все же человек сумел туда проникнуть своим взором и узнать многие тайны далеких небесных светил.

Когда же они идут по той же дороге в обратную сторону, то встречают микроскопические существа - микробы, которые, однако, могут побороть человека, видят мельчайшие частички вещества - атомы, которые, однако, заключают в себе целые миры. Каков же исход спора? Оба мудреца правы: "Если человек пылинка по сравнению с горой, то он гора по сравнению с песчинкой".

В этих двух сказках авторы образно выражают мысль о мощи человеческого разума, науки и техники и безграничности познания. Основная тема сказок по замыслу близка к теме о человеке-великане.

Эти же темы они разрабатывали в литературном сценарии научной "Сказки о великане" ("Девочка и великан"), в работе над которым принимал участие кинорежиссер Дзига Вертов (сценарий не публиковался).

Сказка эта очень интересна по замыслу. Возможности современной кинотехники позволили бы показать "чудеса", какие доступны человеку, вооруженному всей мощью техники и науки двадцатого века.

...Композитор сочиняет музыку. "О чем это, папа?" - спрашивает его маленькая девочка. "Есть на свете великан", - отвечает отец. И вот великан - на экране. Он шагает гигантским шагом прямо в море и переносит девочку на дно морское, где она видит подводный мир. Затем девочка наблюдает жизнь в капле воды и жизнь насекомых. Как по мановению волшебной палочки, волею великана возникают мосты и плотины на реках, дороги в горах, оживает мертвая-пустыня, на море появляются корабли и в воздухе - самолеты. Великан показывает девочке нашу планету из мирового пространства, великолепные картины вселенной. Девочка восхищена виденным, - "Но разве бывают великаны?" - удивленно говорит она. И на экране - великан: это и ученый, и рабочий, и колхозник, и водолаз, и моряк и летчик. "Вся страна, как один человек, - это и есть великан", - получает она ответ.

Рассказы о том, как сбываются сказки, можно найти почти в каждой книге Ильина. Не случайно постоянной темой писателя стали "чудеса" современной науки и техники. Горький учил показывать народу "атмосферу науки", показывать, что именно наукой создается и малое и великое. Завету Горького следовал Ильин, страстный пропагандист "волшебницы-науки". Он пишет о машинах-автоматах, избавляющих людей от тяжелого труда, о будущем управлении погодой, шаги к которому делаются уже сейчас, о земле, становящейся настоящей скатертью-самобранкой, о чудесном полотенце - оросительных каналах, вызвавших к жизни сады в пустыне. Истоки этих "научных сказок" были заложены еще в раннем периоде его творчества.

Надо, однако, отметить, что созданные Ильиным научные сказки оказались менее удачными, чем другие его научно-художественные произведения. Они чересчур дидактичны, описательны, лишены внутреннего сюжетного напряжения, столь необходимого для сказки и особенно для кино. Для читателя сегодняшнего дня эта сказка - по существу действительность: в ней рассказано о том, что уже сделано, и сказочного в том смысле, как это принято понимать, в ней почти ничего нет. Элементы фантастики, столь органически присущие сказке, здесь мало использованы. Ведь в других произведениях Ильина, не относящихся к жанру научной сказки, есть страницы, поражающие размахом воображения.

В сказках Ильина недостаточно также отражена роль человека - активного преобразователя. Он в них в основном - наблюдатель. В сказке о великане лишь "мелькают" кадры преображенной человеком земли, тогда как можно было бы значительно глубже показать достижения науки и техники.

При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика