Главная > Эпистолярий > Алфавитный указатель переписки

Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах.
Т. 8. - М.: Художественная литература, 1972.


Письма С.Я. Маршака
А.В. Богдановой и Д.Н. Орлову

1

Письмо № 55, с. 86-88.

<Петроград, декабрь 1923 г.>

Милые, хорошие, дорогие Анна Васильевна и Дмитрий Николаевич1,

Что бы Вы обо мне ни думали, а я люблю Вас по-прежнему, и только постоянная сутолока и множество работы мешали мне переписываться с Вами.

Простите и верьте, что я очень люблю Вас, помню и считаю время работы с Вами прекрасной порой в моей жизни. Какие трудные были тогда условия жизни и работы - и как хорошо мы работали!

Слушайте, дорогие друзья. Я очень мечтаю о том, чтобы Вы как-нибудь побывали в Петербурге и посмотрели на наш Театр Юных Зрителей, где работаю я и Елизавета Ивановна2. Если хотите знать подробнее об этом театре, повидайтесь с нашим главным режиссером и создателем этого театра - Александром Александровичем Брянцевым3, который свезет Это письмо в Москву. Вам будет интересно познакомиться с очень талантливым, хорошим и мудрым человеком, который спокойно, с огромной выдержкой (гораздо большей, чем была у меня когда-то) создал большое дело - театр живой, своеобразный, постоянно развивающийся и идущий вперед, - пожалуй, лучший театр в Петербурге и безусловно единственный настоящий театр для детей в России.

Не хочется в нескольких словах рассказывать о сущности нашей работы. Если увидитесь с Александром Александровичем, он Вам расскажет (хотя я и думаю, что о театре нельзя рассказать, а можно его только показать. Вы это поймете).

Помимо театра я много пишу. За этот год я написал три книги4. Пришлю, как только выйдут. "Театр для детей" выходит 3-м изданием5. Кстати, в свое время я оставил Либерману для передачи Вам экземпляр 1-го издания, а затем с сестрой послал Вам второе издание.

Очень буду рад получить от Вас весточку.

Примите мой самый дружеский привет.

С. Маршак

______________

Автограф письма хранится в ЦГАЛИ (фонд 2216).

1. А.В. Богданова и Д.Н. Орлов - в то время актеры Театра Революции. Совместная работа с С.Я. Маршаком в краснодарском Детском городке положила начало их многолетней дружбе.  ↑ 

2. Е.И. Васильева (псевд. Черубина де Габриак) и С. Маршак начали работать в литературной части Ленинградского ТЮЗа с сентября 1922 года (до этого они вместе работали в краснодарском Детском городке).  ↑ 

3. А.А. Брянцев (1883-1961) - народный артист СССР; в феврале 1922 года организовал Театр юного зрителя в Ленинграде и оставался бессменным его художественным руководителем до конца своей жизни.  ↑ 

4. В 1923 году вышли в свет книжки С. Маршака "Детки в клетке", издательство "Радуга", Пг. - М., и "Сказка о глупом мышонке", изд-во "Синяя птица", Пг. - М. На титуле двух книжек: "Пожар", "Радуга", Пг. - М., и "Дом, который построил Джек", - обозначен год выпуска - 1923, а на обложках - 1924.  ↑ 

5. Первое издание "Театра для детей" вышло в свет в Краснодаре в 1922 году, второе - в Москве в том же году. Третье издание было напечатано издательством А.Ф. Маркса в Ленинграде в 1924 году.  ↑ 

2

Письмо № 58, с. 91-92.

Крым, Евпатория, 2 августа 1924 г.

Мои дорогие Анна Васильевна и Дмитрий Николаевич,

Ваши письма были получены мною в очень тяжелое для меня время. Я пережил большое горе1, от которого еще до сих пор не оправился. Простите, дорогие, что так поздно отвечаю Вам2. Не знаю, дойдет ли до Вас это письмо. На всякий случай посылаю открытку по адресу Театра Революции.

Много раз хотелось мне писать Вам и звать в Петроград, в Театр Юных Зрителей. Александр Александрович Брянцев видел Вас на сцене в Москве и был бы очень рад залучить Вас к себе. Труппа у него полна, в Ленинграде он отказывает даже выдающимся актерам, но Вас он очень хотел бы привлечь.

По старой дружбе я хочу высказать Вам свои откровенные соображения по этому поводу.

Дело в том, что положение мое в театре не такое, как было у нас в Ек<атерино>даре. Я не глава театра, а только заведующий литературно-репертуарной частью. Поэтому я могу быть только посредником в переговорах.

Вот что я могу сказать о театре. Это единственный работающий и прогрессирующий театр в Ленинграде. Работают очень много и на репетициях и в студии, обязательной для всех (там ритмика, акробатика, пение, танцы и т. д.) - от 10 ч. до 2 и от 4 до 10 часов веч<ера> каждый день. Дисциплина строгая, но при этом и большое одушевление. О направлении театра я не хочу говорить. Я лично не верю в направления, а верю в актеров.

Актеры есть талантливые, режиссер опытный. В театре нет интриг, жизнь протекает довольно ровно и мирно. Публики много. Боюсь, что в материальном отношении Вы были бы обставлены хуже, чем в Москве. Выплата денег своевременная, по ставкам Сорабиса. Вновь вступающие актеры в первое время получают не выше 14-й категории. (Исключений ни для кого не делают.)

Хорошо организована столовая, буфет, летняя дача. Пьесы идут для средн<его> возраста и для юношества. Сейчас в репертуаре: "Скапен", "Бедность не порок", "Конек-Горбунок", очень хорошая морская пьеса (названия еще не знаю. На сцепе корабль), "На баррикадах" (по В. Гюго), предполагается возобновление "Таира и Зорэ"3 - Брянцев прекрасный организатор, человек здравого смысла и большой воли. Уклад жизни в театре чуть-чуть напоминает монастырский. Не пугайтесь. Я говорю это в том смысле, что там царит дисциплина, равномерность, отсутствует борьба отдельных лиц и личных интересов.

Публика очень благодарная. Свой театр любит.

С каждым годом театр становится все прочнее. Большинство работников составляет дружную семью.

Не знаю, удалось ли дать Вам представление о жизни в театре. Очень жаль, что Вам не удалось побывать на спектаклях и лично познакомиться с театром.

Из постановок целиком удовлетворила меня (а мои требования с каждым годом становятся все строже) только одна - "Конек-Горбунок". Дм<итрий> Ник<олаевич> был бы в этой пьесе чудесным Иванушкой.

К сожалению, я не могу Вам сообщить сейчас свой адрес. Завтра я с Софией Михайловной и сыном уезжаем отсюда на Южный берег Крыма. Пишите мне по адресу: Ленинград, Потемкинская, 5, кв. 10, С.Я. Маршаку. Мне письмо перешлют.

А если Вы захотите вступить в переговоры с ТЮЗ, напишите непосредственно Брянцеву (Гос. Театр Юных Зрителей, Моховая, 35).

Надеюсь, что в близком будущем или в далеком мы опять будем работать вместе.

Давайте не будем считаться письмами и постараемся не упускать друг друга из виду. Осенью пришлю Вам свои новые книжки. Сообщите, куда писать Вам.

Целую вас обоих.

Ваш С. Маршак

______________

Автограф письма хранится в ЦГАЛИ (фонд 2216).

1. Смерть отца С. Маршака - Якова Мироновича, умершего 24 апреля 1924 г. (р. в 1855 г.).  ↑ 

2. Письмо А.В. Богдановой и Д.Н. Орлова не сохранилось.  ↑ 

3. С. Маршак перечисляет следующие пьесы репертуара ленинградского ТЮЗа сезона 1923-1924 годов - "Проделки Скапена" Ж.-Б. Мольера, "Бедность не порок" А.Н. Островского, "Конек-Горбунок" П.П. Ершова (в обработке П.П. Горлова), "Предатель" Б. Житкова (со сценой на палубе парусной шхуны); пьеса Е. Васильевой и С. Маршака "Таир и Зорэ" была поставлена 8 июня 1923 года, прошла три раза и более не возобновлялась.  ↑ 

3

Письмо № 73, с. 110-112.

Детское село, 6 декабря 1928 г.

Если можно верить слуху,
Он, со службы приходя,
Вешал часики на муху
Недалёко от гвоздя1.

(Это про меня)

Дорогие Анна Васильевна и Дмитрий Николаевич,

Вы, должно быть, думаете обо мне дурно. Считаете меня легкомысленным человеком, забывающим друзей. Но если бы Вы знали, в каких ужасных условиях я был во время последнего своего пребывания в Москве, - Вы бы меня простили. Сплошные заседания, суета, бессонные ночи. В последний день Михаил Александрович2 приехал за мной на Заседание в "Молодую гвардию" и увез меня полумертвого к себе. Когда мы сели у него обедать, случилось вот что. Взял я кусочек чего-то, хочу проглотить - не глотается. Спазма такая от усталости. Это продолжалось около часа, и я думал, что помираю. Вы представляете теперь, что со мною творилось и почему я к Вам не зашел. А я помню и люблю Вас обоих по-прежнему. Встреча с Дмитрием была для меня настоящим праздником.

Теперь вот какая история. Общество помощи престарелым артистам Большого театра приглашает меня и Чуковского участвовать в утреннике для маленьких детей 1 или 2 января в Москве. Кроме нас, какие-то певцы будут петь наши вещи, положенные на музыку. Сами-то мы исполнители плохие, мы больше выступим для того, чтобы показаться публике. Особенно плохой исполнитель я - голос у меня глухой, а выступать придется в большом зале консерватории. И выйдет так, как написано у меня в одной сказке:

Открывает щука рот,
А не слышно, что поет.

У Чуковского голос позычнее.

Так вот у меня горячая просьба. Не мог ли бы ты, Дмитрий, разучить до 1 января моего "Петрушку-иностранца" (Это брат старого Петрушки3, бывшего когда-то твоей коронной ролью), или, скажем, мое "Мороженое", или "Багаж", или "Почту" да "Телефон", или другие вещи Чуковского. Все эти вещи запоминаются очень быстро даже полуторагодовалыми ребятами. Вероятно, на утреннике будут дети от 5 до 11 лет. Может быть, кроме названных вещей, ты выберешь что-нибудь из сборничков "Кривоносый"4 (напр., "Поросята") и других, которые тебе будут посланы. Как читать "Петрушку" - ты знаешь лучше всех людей на свете. А другие стихотворные вещи с правильным размером надо читать с соблюдением ритма и с обращением внимания на рифму, почти всегда комическую. Вот и все. В остальном - свобода.

Я просил бы Анну Васильевну тоже почитать, если она найдет что-нибудь из этого материала соответствующим ее репертуару.

Хорошо бы, если бы наше первое выступление в Москве дало бы публике ясное представление о нас, как об авторах. А этого не будет без участия таких артистов, как вы оба, умеющие находить не фальшивый, а подлинный путь к детским сердцам.

Ты, Митя, давно говорил, что тебе хочется почитать мои вещи. Вот тебе первый случай. Напишите мне оба поскорее, что думаете. А от этого выступления не отказывайтесь. Я приеду дня за два до утренника и послушаю, как Вы читаете. Это не оттого, что я сомневаюсь в Вас (об этом и говорить не приходится), но, может быть, мое знание детей даст мне возможность прибавить какую-нибудь деталь.

Жалко, что по разным условиям нельзя почитать что-нибудь из "Финиста" или "Таира и Зорэ"5 - как бы это чудесно вышло у Анны Васильевны. А впрочем, я помню, как однажды она играла рыжего мальчишку в балагане (в одном из "прологов")6. Это было отлично.

Митя, "Петрушку-иностранца" надо читать за всех действ<ующих> лиц. Там немного персонажей. И даже в моей читке эта вещь вызывает хохот (особенно с середины). Я только вначале не просто называю персонаж, - скажем, "Отец", "Мороженщик", "Петрушка", - а поясняю перед первыми репликами: "Петрушка говорит", "Отец говорит". А потом дети привыкают, и можно только называть персонажи или даже и не называть. Я бы взял старого "Петрушку", но ребятам больше нравится мой новый - "Петрушка-иностранец". Вам пошлют несколько книжек, но не все надо читать, а по выбору.

Администратора общества зовут, кажется, Глясе. Он к Вам и обратится.

Надеюсь скоро увидеться с Вами, милые друзья. Целую Митю, а если можно, то и Анну Васильевну.

Ваш С. Маршак

______________

Автограф письма хранится в ЦГАЛИ (фонд 2216).

1. Строфа из книги В. Пяста "Лев Петрович" ("Радуга", Л. 1926, стр. 3).

По свидетельству И.С. Маршака, стихи принадлежат перу С.Я. Маршака и представляют собой первый вариант стихотворения "Вот какой рассеянный" (об этом см.: И.С. Маршак, "Мой мальчик, тебе эту песню дарю" - сб. "Я мыслил, чувствовал, я жил..."*, "Советский писатель", М. 1971, стр. 69-70).  ↑ 

2. М.А. Алексинский.  ↑ 

3. Роль Петрушки из одноименной комедии С.Я. Маршака. Эту роль Д.Н. Орлов играл в краснодарском Детском городке (пьесу см. в т. 2 наст, изд.).  ↑ 

4. Сборник английских народных песенок в переводе С.Я. Маршака "Кривоносый", Гиз, М. 1928.  ↑ 

5. "Финист Ясный Сокол" и "Таир и Зорэ" - пьесы Е. Васильевой и С. Маршака из их сборника "Театр для детей" (Краснодар, 1922).  ↑ 

6. Имеется в виду роль Кирюшки в прологе "Скоморохи", исполнявшемся в Краснодарском театре для детей (текст пролога см. в кн.: Е. Васильева и С. Маршак, Театр для детей, Краснодар, 1922, стр. 25-27).  ↑ 

4

Письмо № 74, с. 112-113.

Детское Село, 15 декабря 1928 г.

Дорогие друзья, Анна Васильевна и Дмитрий Николаевич,

Ваше письмо1 прочли мне по телефону. Спасибо, Митя, что ты согласен принять участие в нашем утреннике. Жалко, что Анна Васильевна не может. Мне почему-то кажется, что такие утренники могут от времени до времени повторяться и опять свяжут Вас обоих с детской аудиторией и со мной.

Твои сомнения, Митя, напрасны. Я же помню, как обожали тебя и Анну Вас<ильевну> дети и как Вы умели находить путь к общению с ними.

Будь свободен, Митя, в выборе вещей. Кроме "Петрушки-иностранца", может быть, попробуешь "Мороженое" или "Багаж". Но ты сам реши вместе с Анной Васильевной, что больше подходит. Получил ли ты все книжки, посланные тебе? Можно читать и "Лентяя"2, - но выйдет ли он без камня на шее и прочей обстановки?

Очень доходит до аудитории "Петрушка-иностранец". Детям он ближе прежнего "Петрушки".

В "Мороженом" нужно со вкусом подать самое мороженое, процесс накладывания его, а потом замерзание толстяка. Но, повторяю, я предоставляю полнейшую свободу в выборе вещей.

Только пусть администратор вовремя проведет через цензуру все, что будешь читать. Это все вещи, утвержденные ГУСом и цензурой для печати. Так что не будет никакого труда провести их. Это можно в один день.

Я что-то плохо себя чувствую, и одно время у меня было опасение, что мне не удастся поехать в Москву. Но и в этом случае пускай утренник состоится - и ты, Митя, почитай за себя и за меня.

Жалко будет, если не поеду. Очень хочется Вас обоих увидеть, рассказать Вам обо многом, Вас расспросить и почитать Вам нового большого порта, стихами которого я весь полон3.

Я верю, что наша дружба с Вами в самом деле никогда не заржавеет. Вот только следовало бы почаще видеться.

Крепко целую Вас обоих - милых людей.

Ваш С. Маршак

______________

Автограф письма хранится в ЦГАЛИ (фонд 2216).

1. Письмо А.В. Богдановой и Д.Н. Орлова не сохранилось. ↑ 

2. Имеется в виду "Сказка про лентяя" (см. т. 2 наст, изд). ↑ 

3. По-видимому, стихами В. Хлебникова (1885-1922), которого С.Я. Маршак "открыл" для себя в это время. В 1928 году были изданы семь выпусков неизданных произведений В. Хлебникова, вышел в свет первый том собрания сочинений поэта. ↑ 

5

Письмо № 223, с. 287.

Больница, 24 января 1956 г.

Моя дорогая Анна Васильевна,

Я получил Ваше милое, доброе и умное письмо1. Хорошо, что Вы уехали из города, что вокруг Вас снег, деревья и та тишина, которая соответствует сосредоточенности Вашей души.

Пусть печаль Ваша2 будет "светла", как говорил Пушкин. Ведь она Вам дана надолго, на всю жизнь.

Бывают люди, в которых так много света, что и после смерти в жизни остается светящаяся тень их существования. Таков был и Митя, таков был его талант - очень русский, широкий, мягкий, обаятельный и в своем юморе, и в своем лиризме.

Будем же помнить его и любить, как любили многие годы. А Вы берегите себя. В Вас так много хорошего, доброго, что это надо успеть раздать и раздарить.

Что касается меня, то мне пока еще похвастаться нечем. Не знаю, когда меня выпустят из больницы и переведут в санаторию. Но когда я буду на воле и почувствую себя немного получше, я первым делом повидаю Вас. Целую Вашу руку.

С. Маршак

______________

Автограф письма хранится в ЦГАЛИ (фонд 2216).

1. Письмо А.В. Богдановой от 19 января 1956 года.  ↑ 

2. 19 декабря 1955 года скончался народный артист РСФСР Д.Н. Орлов, муж А В. Богдановой.  ↑ 





Примечание авторов сайта

* Сборник воспоминаний о С.Я. Маршаке, о котором идет речь, называется "Я думал, чувствовал, я жил...", М.: "Советский писатель", 1971.  ↑ 

При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика