Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах.
Т. 8. - М.: Художественная литература, 1972.
Письмо № 267, с. 329-330.
Москва, 25 мая 1958 г.
Дорогая Оксана Кирилловна,
Пишу Вам из санатория "Барвиха", куда мне переслали Ваше письмо1.
В трактовке пьесы Вы совершенно правы. Но я хотел бы предостеречь Вас от излишней карикатурности в обрисовке отрицательных персонажей. Они жадны, лукавы, готовы сбыть Горе другому любой ценой. Но у них проскальзывают иной раз нотки человечности. Царь в те минуты, когда Горе хозяйничает у него во дворце, меняется. Когда он снимает корону, перед нами просто плешивый старичок, всеми брошенный, одинокий, растерявшийся. Это не мешает ему хитрить в разговоре с солдатом. Он подсовывает Горе единственному честному человеку, который не покинул своего поста подобно другим.
А потом, сбыв Горе, он становится еще спесивее и надменнее.
Купец совершенно искренне уверяет Горе-злосчастье, что он бы с ним век не расстался, да в ремесле его горе не к месту будет.
"Ишь ты какой нетерпеливый! - отвечает Горе. - Я таких не люблю".
Живые, реальные черты не должны быть заслонены и у дровосека, и у гостей. Конечно, Горе - существо фантастическое, но и ему народ придает некоторые реалистические черты. Оно приобретает окраску той среды, в которой находится.
Надо заботиться о том, чтобы лирическая героиня - Настя - не была слащава, мелодраматична. Она - нежная, но сильная девушка, под стать ее другу - солдату.
В общем же Вы поняли сказку-комедию совершенно правильно, и я уверен, что Ваш коллектив будет играть непосредственно, с душой и талантом. Передайте мой самый искренний привет всем участникам будущего спектакля.
В санатории я пробуду, вероятно, до середины июня. Пишите мне в Москву - письмо перешлют.
Крепко жму руку.
С. Маршак
______________
Печатается по машинописной копии. Письмо послано из подмосковного санатория "Барвиха".
1. В письме от 13 мая 1958 года заслуженная артистка УССР О.К. Заброда (Киев), режиссер Республиканского театра юного зрителя, рассказала о своей трактовке пьесы С.Я. Маршака "Горя бояться - счастья не видать" как "комедии-сатиры с гротесковой окраской в обрисовке отрицательных действующих лиц (например, купец, царь) и лирической окраской в обрисовке действующих лиц положительных (солдат, Настя)"; рассматривала Горе-злосчастье как существо сугубо фантастическое. ↑