Источник:
Елизавета Гуллер
Юный Фриц, любимец мамин,
В класс явился на экзамен.
Задают ему вопрос:
— Для чего фашисту нос?
Заорал на всю он школу:
— Чтоб вынюхивать крамолу
И строчить на всех донос.
Вот зачем фашисту нос!
Так начинается стихотворение Самуила Маршака «Юный Фриц», написанное в 1941 году.
«Как, Маршак?» — удивятся некоторые.
Потому что Маршак — это «Вот какой Рассеянный», «Мистер Твистер», «Усатый-полосатый». На худой конец — «Кошкин дом» и «Двенадцать месяцев».
И тем не менее да, это — Маршак. Который был не просто детским поэтом, но и талантливым сатириком.
Давным-давно Корней Чуковский остроумно приветствовал в лице одного Самуила Маршака целых пять Маршаков: Маршака — детского поэта, Маршака-драматурга, лирического поэта, переводчика и Маршака-сатирика.
В годы Великой Отечественной войны Самуил Яковлевич Маршак много работал. Он воевал, ведь воевать можно не только стреляя из пушки или отправляясь в разведку. У Маршака было своё, особенное оружие — острое слово, которое поднимало дух солдат, идущих в бой.
У стихотворения «Юный Фриц» — интересная история. Его опубликовали в газетах, над Фрицем смеялись и дети, и взрослые. А потом из стихотворения получился киносценарий, по которому сняли фильм. А ещё — пьеса для кукольного театра. Маршак специально написал её для выступления на передовой.
В начале пьесы младенец Фриц лежит в колыбели, а мать поёт ему песню:
«Спи, младенец мой кудрявый,
Левой-правой, левой-правой.
Баю-баюшки-баю,
Крест получишь ты в бою.
Будешь ты фельдфебель бравый,
Левой-правой, левой-правой.
Баю-баюшки-баю,
Крест получишь ты в бою.
Будешь ты фельдфебель бравый,
Левой-правой, левой-правой.
Ты в бою получишь крест,
Мы найдем тебе невест.
Будешь ты жених на славу.
Левой-правой, левой-правой.
Баю-баюшки-баю,
Всех застрелишь ты в бою!»
При этом во время припева «левой-правой» из колыбели поднимается то левая, то правая нога.
Режиссер Евгений Деммени в своей книге «Школьный кукольный театр» вспоминает, каким хохотом встречали спектакль зрители. Да и как можно не смеяться, когда бравый гитлеровский солдат Фриц сначала бодро отвечает со сцены на вопросы офицера:
"Офицер: Для чего фашисту ноги?
Фриц: Чтобы топать по дороге —
Левой, правой, раз и два!
Офицер: Для чего же голова?
Фриц: Чтоб носить стальную каску
Или газовую маску,
Чтоб не думать ничего!
(Фюрер мыслит за него.)"
А потом, вконец озябший (морозы-то в России нешуточные!), закутанный в бабью кофту, с деревенским платком на голове, Фриц отбирает у Франца рукавицы, муфту и пальто. А когда Франц не отдает — угрожает доносом.
Режиссер театра марионеток Евгений Сергеевич Деммени поставил спектакль к 22 июня 1942 года — первой годовщине начала войны. Деревянных артистов-кукол изготовила Мария Артюхова. Получились они очень комичными — как только на сцене появлялся Гитлер с глазами навыкате, зрители начинали смеяться.
На фронте пьесу сыграли более 650 раз. И всякий раз солдаты смеялись и аплодировали. Да только не всегда артисты успевали закончить пьесу — иногда зрители срывались в бой прямо посреди представления.
Прошло много лет — и у истории «Юного Фрица» появилось продолжение.
В этом году ко Дню победы Санкт-Петербургский театр марионеток им. Е.С. Деммени воссоздал фронтовой спектакль. Самое удивительное, что в современном спектакле будут играть куклы-ветераны, те самые, что выступали перед солдатами много лет назад. Конечно, их отреставрировали и подновили, но всё равно это те самые куклы, которых артисты театра марионеток вывезли когда-то из блокадного Ленинграда.