В.В. Лебедев. "С. Маршак. В. Лебедев. Цирк"
"Советский художник". М., 1975. С. 9-10.

Ю. Герчук

Из отзывов критики
("С. Маршак. В. Лебедев. Цирк")

Как и большинство ранних детских книг В.В. Лебедева, "Цирк" оказался значительным художественным явлением не только в исторической перспективе, но и в глазах своих современников. Художественная критика двадцатых годов сразу же заметила его. Книжку горячо обсуждали. Один из первых откликов, образно передающий живое впечатление от свежей, яркой книжки, принадлежит Н.Я. Симонович-Ефимовой - художнице, много и талантливо работавшей в те годы для малышей (в книге и в кукольном театре). Характерно, что ее восторженный отзыв появился в сопровождении редакционного примечания-оговорки: новизна художественных принципов Лебедева, острота его творческих решений настораживали привыкших к более традиционным иллюстрациям педагогов.

Актуальным фактом художественной жизни лебедевский "Цирк" оставался и дальше, вплоть до начала тридцатых годов. О нем спорили, то подчеркивая, как это сделал А.А. Федоров-Давыдов, особенности, роднящие веселую фантазию Лебедева с традицией детских книжек Александра Бенуа (сам художник едва ли согласился бы с таким сближением), то показывая новаторство мастера, его умение говорить с детьми на остром, напряженном языке современного искусства. Наиболее четким обоснованием художественных принципов Лебедева стали статьи талантливой детской писательницы Елены Данько. В тридцатые - сороковые годы, когда развитие детской книги идет по совсем другим путям, да и сам Лебедев работает совершенно иначе, чем прежде, его ранние работы вспоминают не часто. К ним относятся с подозрением, видя в их острой, лаконичной форме проявление "формализма". Сочувственный отзыв о них А.Д. Чегодаева в эти годы - исключение.

Лишь в конце пятидесятых годов, в период нового стилистического поворота в детской книге и обогащения ее художественного языка, искусствоведы вновь обращаются к "Цирку" и другим работам Лебедева двадцатых годов. В работах В. Сушанской, В. Ляхова, Э. Ганкиной они рассматриваются уже исторически - как классические произведения советской детской иллюстрации.

1926


Каждая новая книга Лебедева - именно "новая". Каждая в своем роде, совсем особая, но продолжает путь художника. Каждая его книга - новый мир, новая неслыханная, невиданная раньше гармония (красок, формы, техники или приема). Последняя по счету - "Цирк", изд. "Радуга", самая дивящая, попадающая в цель, в самый центр цели.

Недетскость иных тонкостей деталей (наездницы, канатной плясуньи и др.) искупается детскостью общего вида книги: цвета, тона в ней: это тона детской-предетской коробки с конфетами драже; она обвеяна сиянием праздничности детской роскоши, которая радует ребят.

Н. Симонович-Ефимова.
Графический язык детских книжек-картинок. - "Новые детские книги", вып. 4. М.. 1926. стр. 113.

Книга "Цирк" очень спорная и по трактовке сюжета, и по слишком большой утонченности. В настоящее время экспериментальным путем выясняется, насколько она близка и нужна детям и современна.

Там же. Примечание редакции.

1928


...От его (Александра Бенуа.- Ю.Г.) "Азбуки" и "Игрушек" (серия открыток)... поведем мы происхождение превосходной в художественном отношении современной детской книжки Ленинграда (главным образом, изд. "Радуга") ...Их общая литографская яркость и сочность рисунка, их смелость и стремительность, живописность, прекрасно вяжущаяся со шрифтом,- все это наследие Александра Бенуа. Стилистически это всего труднее было бы доказать относительно В. Лебедева, в силу некоторой супрематичности его манеры. Такова его книжка "Мороженое". Но там, где этого супрематизма меньше, как, например, в его "Цирке", или там, где супрематизма нет совсем и где выступает подлинная реалистическо-импрессионистическая природа лебедевского искусства (напр. "Охота"), там ясно ощущаются совершенно то же, что и у А. Бенуа, юмор и увлекательность "мира фантастического", мира, где совершенно рядом сосуществуют и всадник на птице А. Бенуа и "Мадам Фрикасе на одном колесе" В. Лебедева. (Мы говорим здесь, конечно, только об общем "духе", об общности подхода к детской психике у А. Бенуа и В. Лебедева, так как художественно-формально оба они принадлежат к совершенно разным школам, в основе которых лежат совершенно различные художественные проблемы.)

А. Федоров-Давыдов.
Ленинградская школа графических искусств. - Сб. "Мастера современной гравюры и графики". М.-Л., Государственное издательство. 1928. стр. 206, 208.

1930


Исключительно вопросам цвета посвящено оформление "Цирка" Маршака. Почти каждая книжка, оформленная Лебедевым, является постановкой перед художником-ребенком какой-либо художественной задачи.

Б. Земенков.
Графика в быту. М., AXP. 1930, стр. 48.

1931


Не в хаотичной пестроте секрет веселости детской книжки, а в качестве простых цветовых сочетаний, обладающих свойством радостно действовать на психику. Эта задача разрешена в "Цирке". Вряд ли найдется более эмоционально веселая книжка. На последней странице серая лошадка увозит наездницу. В ритме простых пятен достигнуто движение, почти слышатся звуки марша. Это совсем не похоже на то, что зачастую определяется, как движение в рисунке - какая-нибудь бегущая фигура, схваченная в момент наибольшей стремительности движения - и потому безнадежно статичная. Разложить движение на отдельные моменты и зафиксировать их - не значит ли это убить движение?

Е. Данько.
Задача художественного оформления детской книги. - "Детская литература". Критический сборник под редакцией А.В. Луначарского. М - Л.. 1931. стр. 218, 220.

1933


В глубоко органической интерпретации сохранил элементы абстрактно-левого искусства В. Лебедев. Его плакаты... кроме непосредственной значительной политической роли, выполнили и другую: дали новые приемы советской детской книге. Плакатный, базирующийся на супрематическом цвете стиль непосредственно перешел, лишь в более отточенно конкретном виде в такие книги, как "Цирк"...

А. Чегодаев.
Книжная и станковая графика за 15 лет. (Библиотека журнала "Искусство"), ОГИЗ. Изогиз. 1933. стр. 74.

1946


...Лебедеву принадлежит честь создания основных и руководящих принципов книги для самых маленьких, первой книги, которую читает человек, - и здесь у него нет соперников. Какие бы ни бывали случайные причуды и отклонения на его творческом пути, все же с первых его книг - "Цирка", "Слоненка", "Охоты" - и до самых последних, только что сделанных, проходит одна основная и постоянная линия развития: яркое, смелое, точное мастерство, умело упрощающее и собирающее художественные средства для достижения максимальной жизненности и правдоподобности образов.

A. Чегодаев.
Художник-педагог. Творчество В.В. Лебедева. Книга для детей. Бюллетень Государственного издательства детской литературы Наркомпроса РСФСР о качестве издания книг для детей. 1946. 10 марта, стр. 4.

1958


Книжка-картинка "Цирк" была задумана самим художником как серия картинок, стихотворные подписи к которым с большим юмором сделал С.Я. Маршак. Цирк - это веселое представление, где со своими забавными трюками выступают клоуны, акробаты, наездницы. Титульный лист книжки является как бы программой этого представления, а каждая страница - афишей циркового номера. Сочетанием ярких цветовых плоскостей В. Лебедев достигает впечатления необычайной нарядности.

B. Сушанская.
В. Лебедев как художник детской книги. - "О литературе для детей", вып. 3. Л.. "Детгиз". 1958. стр. 148.

1959


Интересным опытом совместной работы поэта С.Я. Маршака и художника В.В. Лебедева была вышедшая в 1925 году книга "Цирк". В этой книге каждая страница - афиша, на которой скомпонован и текст и рисунок. В ней все условно, лубочно. Стихи имитируют провинциальный раешник... Яркие, цветные, ритмичные, остроумно придуманные иллюстрации подкупают своей непосредственностью, весельем.

В. Ляхов.
Мастер иллюстрации детской книги. - "Дошкольное воспитание". 1959. № 8. стр. 67-68.

1963


Яркая, цветная книжка "Цирк" (1925) была решена как плакат, как афиша, так что и текст Маршака выглядел как надпись на рекламном плакате. Рисунки были выполнены локальными пятнами звонкого цвета, точно, с чисто плакатной ясностью и лаконизмом, брошенными на белый фон.

Э. Ганкина.
Русские художники детской книги. М.. "Советский художник". 1963. стр. 102.

1967


Есть еще одна характерная особенность у Маршака - детского писателя: он тот, кто один из первых приходит к сегодняшнему ребенку "одетый книгой", очень хорошо чувствует этот "книжный" облик поэзии, и сама книга для него не просто способ передачи ребенку того, что он написал, а тоже что-то живое, одно из тех чудес, которые расцветают перед нами в детстве, образ пленительный и яркий, волшебное окно в мир. Для Маршака слово в детской книжке неразрывно связано со страницей, на которой оно напечатано, с рисунком, с белым или цветным полем бумаги, с разворотом, обложкой, шрифтом, с форматом книжки. Маршак хочет помочь ребенку почувствовать "душу книги", ее безграничные возможности, увидеть в книге товарища, друга на всю жизнь, поэт учит любить книгу. "Играя с ребенком в книгу", Маршак сознательно обыгрывает все ее возможности, все ее стороны. Поэтому он в своих книгах для дошкольников, для самых маленьких всегда работал совместно с художником (много лет с В.В. Лебедевым). Так был создан "Цирк", где каждая страница - цирковой номер, каждый разворот - яркое "антре", а вся книга - представление.

В. Смирнова.
О детях и для детей. М., "Детская литература". 1967. стр. 70.

При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика