"С. Маршак. "Мороженое". Рисунки В. Лебедева" "Советский художник". М., 1977. С. 9-11.
Ю. Герчук
Из отзывов критики
("С. Маршак. "Мороженое". Рисунки В. Лебедева")
Рисунки Лебедева к "Мороженому" активно утверждали новый художественный язык, новые принципы построения детской книжки. Это делало его работу дискуссионной, привлекало к нему внимание критики. Его принципы принимали, отстаивали и разъясняли в своих статьях художница Н. Симонович-Ефимова, писательница и художница Н. Данько. Гораздо сдержаннее отнесся к "Мороженому" (и к творчеству Лебедева вообще) художественный критик Э. Голлербах, который ориентировался на высокие, но уже уходящие в середине 20-х годов традиции "Мира искусства". Отсюда и его пренебрежение к "плакатным" приемам в детской книге и вовсе уж несправедливая ссылка на зависимость этих приемов от влияния "немецкокого вчера". Тем более существенно, что значительность лебедевских опытов ясна и этому, столь далекому от Лебедева критику. В 30-е годы, когда направление развития детской иллюстрации решительно изменяется, работы Лебедева подвергаются нередко односторонней и резкой критике. Особенно критиковались иллюстрации к сборнику стихов С. Маршака "Сказки, песни, загадки", куда вошел и второй вариант рисунков к "Мороженому". Некоторые отголоски таких проработок проникали, к сожалению, и в более поздние работы, где творчество Лебедева оценивалось уже в исторической перспективе и в целом гораздо объективнее,- например, в книгу Э. Ганкиной, давшей через несколько лет гораздо более сочувственный и верный анализ тех же иллюстраций. Специально "Мороженому" была посвящена статья Ю. Герчука ("Детская литература", 1972, № 10), вошедшая в переработанном виде в настоящее издание. Наконец, творчество Лебедева в целом было глубоко проанализировано в специальной монографии В. Петрова.
1925
В самые последние дни минувшего года вышли еще две книжки В. Лебедева - "Мороженое" С. Маршака (изд. "Радуга") и "Азбука" (Ленинград, отд. Госиздата). В первой из них Лебедев блеснул сочетанием сочного рисунка с яркой аппликацией.
П. Дульский и Я. Мексин. Иллюстрация в детской книге. Казань. 1925. стр. 84.
1926
"Мороженое" В. Лебедева (изд. "Радуга"). Весьма удачная комбинация Маршака и Лебедева. Все это весело и современно, страницы заполнены и устроены. Удивляешься не только удаче рисунка Лебедева, но и удаче воспроизведения. Какую энергию надо проявить художнику, какою степенью настойчивости обладать, чтобы печаталось на той самой бумаге, какая нужна, теми красками, какими нужно, с такой точностью применения того или другого литографского приема? Например, тангиром брюки буржуя, стр. 3, 8, 9 и 10 "Мороженое", вместо тушевки точечками тушиста. Какими чарами артиста достигает Лебедев, что издательство не портит его черного цвета, не скупится на качество краски? Это тоже, конечно, не малая моральная заслуга художника (не только издателя).
Н.Я. Симонович-Ефимова. Графический язык детских книжек-картинок. - "Новые детские книги", вып. 4. М.. 1926. стр. 113.
1927
Переходя к "плакатистам", оговоримся, что тут мы имеем в виду не столько мастеров плаката, сколько представителей плакатного стиля. На первом месте в этом отношении стоит В.В. Лебедев, автор известных плакатов "РОСТА" и множества иллюстраций к детским книгам. Работы его широко представлены в детских книгах изд. "Радуга": "Цирк", "Мороженое", "Охота" и других. У Лебедева есть целая свита подражателей... Чтобы термин "подражатели" не звучал "обидно", необходимо примечание: то, что внес Лебедев в графическое искусство, уже давно "носилось" в воздухе, особенно в современном немецком искусстве. Перелистывая современные немецкие журналы о плакате и рекламе, мы на каждом шагу находим рисунки, исполненные в плакатном стиле, настолько близком по приемам к произведениям Лебедева, что можно говорить о появлении "художественного интернационала" плакатистов. Тут новаторство по сравнению с "Миром искусства" заключается, собственно, в том, что взамен традиции XVIII века выдвигается традиция немецкого "вчера". Это замечание "не отменяет" заслуг Лебедева, за которым остается и интересная выдумка, и мастерство лаконизации, но мы хотели бы оградить художников "лебедевского толка" от возможных упреков в "угодничестве". Нет сомнения, что тенденция к плакатному стилю очень сильна в современной графике, и Лебедев - только один из возвестителей этого стиля, отличающийся от других тем, что он - прекрасный рисовальщик, и потому применяемая им лаконизация рисунка основана на безупречном чувстве формы. Под его упражнения всегда можно подвести некий "скелет" рисунка, в них есть последовательность и остроумие.
Э. Голлербах. Книжная графика - В сб. "Графическое искусство в СССР. 1917-1927" Л.. Ленинградская Академия художеств. 1927. стр. 81-83.
1931
Влияние ранних кубистических работ В. Лебедева сказывается в его умении строить книгу как вещь, в построении плоскости, в применении простых четких шрифтов к цветовым поверхностям ("Цирк", "Мороженое", "Вчера и сегодня").
Е. Данько. Задачи художественного оформления детской книги. - В сб. "Детская литература" под редакцией А.В. Луначарского. М.-Л.. Государственное издательство. 1931. стр. 217.
|
В. Лебедев. Обложка к 3-му изданию "Мороженого. 1929
|
1932
Особенно большой интерес на Западе вызывает советская детская книга. Голландское издательство "Баанбрекер" после выставки, организованной ВОКС в Голландии в 1930 г., издало уже целую серию советских детских книг. Если некоторые из них не являются для нас тематически желательными, как книги Лебедева - Маршака "Цирк", "Мороженое" (между прочим, прекрасно изданные технически), то в дальнейшем издательство предлагает ВОКС широкую возможность издавать книги по своему выбору.
"У них - о нас". - "Бригада художников", 1932, № 1, стр. 55.
1938
В работах Лебедева по иллюстрированию детской книги были непростительные "перегибы" в сторону отвлеченных трюков и не всегда удачный юмор (например, в книжке "Мороженое"). Однако тому же Лебедеву детская книга обязана многими новшествами, получившими развитие в творчестве тех учеников Лебедева, которые не ограничивались подражанием ему, а развивали его приемы в сторону большей реалистичности.
Э. Голлербах. Советская графика. (М.). Изогиз. 1938, стр. 36.
|
В. Лебедев. Иллюстрация к "Мороженому" В книге: С. Маршак. Веселый час. 1929
|
1963
Книгу "Мороженое" (1925), выполненную в духе сатирических листов "Окон РОСТА", многое сближает с вышедшей в том же году купреяновской "Сказкой о Пете..." Цветная книга Лебедева графически четче и точнее, композиционно собраннее купреяновских рисунков. Формальные особенности и конструкция детской книги в ней выражены с необычайной отточенностью и лаконизмом. И все же сатирический образ буржуя, который Лебедев дает в своих иллюстрациях, дополняя Маршака, выглядит здесь лабораторной схемой, в которой детскому глазу нелегко сразу разобраться. Поэтому рисунки Купреянова, как, впрочем, и сатирические серии самого Лебедева, были куда более доходчивыми, действенными и разящими. Лебедев, конечно, понимал это (об этом свидетельствует его дальнейшее развитие). Он постепенно уходил от первоначальных схем, но его внутренняя лабораторная работа не становилась менее напряженной.
Э. Ганкина. Русские художники детской книги. М.. "Советский художник". 1963, стр. 102.
1966
Ребенок перелистывает книжку с картинками Видит веселого мороженщика с тележкой, смешного толстяка в шляпе, жадно вцепившегося в банку с мороженым. Пузатый человек обжирается ледяным лакомством. Он начинает пухнуть, постепенно синея от холода, превращается в огромный снежный ком. События нарастают стремительно, как в мультипликационном фильме. От страницы к странице меняются детали, дополняющие и заостряющие комический образ толстяка... Ребенок с волнением и смехом досматривает книжку до конца, затем снова возвращается к началу, внимательно разглядывает каждую иллюстрацию, находит в ней все новые, раньше не замеченные смешные подробности, начинает фантазировать, по-своему дополняя образ.
Книжку, о которой идет речь, многие из нас читали еще в детстве: это "Мороженое" Маршака. Оформил ее Лебедев в 1925 году. Именно в это время достаточно отчетливо определились лебедевские принципы иллюстрирования детской книги.
Э. Ганкина. Поэзия книжной страницы.- "Детская литература", 1966, № 1, стр. 28.
1972
В них (иллюстрациях к "Мороженому".- Ю. Г.) тоже перерабатываются приемы обобщенной, почти схематичной плакатной графики кубизма. В картинках нет сюжетного действия, персонажи не наделяются индивидуальной характеристикой. Художник создает до условности обобщенные образы, вызывающие представления о стареньком бородатом мороженщике, веселом конькобежце, лихом лыжнике и других действующих лицах стихотворного рассказа Маршака. Главный персонаж, "толстяк", соединяет черты клоуна и карикатурного нэпмана. Благодаря силе типизации, которой достигает здесь художник, его рисунки становятся понятными и увлекательно-интересными маленькому зрителю.
В. Петров. Владимир Васильевич Лебедев. Л., 1972, стр. 95.
|