С. Маршак. Мастер. "Художник РСФСР". Л., 1981.

О художнике этой книги

С. Маршак. Мастер. Л., Художник РСФСР, 1981.

Одним из крупнейших явлений художественной жизни 1920-х годов стало рождение искусства советской детской книги. К замечательной плеяде его создателей - ленинградских писателей и художников - принадлежит и народный художник РСФСР Алексей Федорович Пахомов (1900-1973).

Тема детства привлекала Пахомова и в живописи, и в рисунке, и в эстампе. Он был первым иллюстратором многих детских книг С.Я. Маршака. Книжка "Мастер", вышедшая в 1927 году, знаменовала начало их совместной работы. Сам процесс ее создания чрезвычайно характерен для творческой атмосферы, царившей в те годы в этой новой области искусства. Невозможно назвать главного автора "Мастера" - труд художника и поэта сливается здесь в едином художественном образе. Пахомов вспоминал, как, прочитал текст, он предложил Маршаку ввести в книжку старика, "который и топором, и пилой работает правильно, тогда как на соседних страницах бодрый, неунывающий мальчик-неудачник, главный герой стихотворения, все делает наоборот". Чуткий к мнению художников, Маршак принял это предложение и приписал строки про старика, а Пахомов наглядно и с теплым юмором изобразил злоключения маленького хвастуна.

Человек, красота его пластики всегда составляли главный интерес искусства Пахомова. В книжке он почти отказывается от изображения предметной среды, все внимание отдавая фигурам старика и мальчика. Каждый разворот строится на ритмическом противопоставлении степенных, сосредоточенных движений опытного мастера и задорной, порывистой энергии неугомонного неудачника. Художник пользуется скупыми средствами: в его распоряжении только белый лист бумаги и четыре литографские краски, но силой своего мастерства, своего пластического чувства он придает рисункам обаяние жизни и конкретности. Пахомов не раскрашивает форму, а светом извлекает ее из красочного пятна. Предметы как бы освещены, и именно блики света делают тяжелый, угловатый силуэт старика и гибкую, подвижную фигурку мальчика объемными и живыми. Этот прием, впервые использованный в "Мастере", был затем развит в ряде пахомовских книжек.

История "Мастера" не окончилась с выходом книги в свет. Прочтя ее, один мальчик сказал Пахомову: "Ну, какой же это мастер, это не мастер, а мастер-ломастер". Художник рассказал об этом Маршаку, и тот с восторгом принял это новое название для последующих изданий книги, в которых был изменен текст и сделаны новые рисунки.

В.А. Пахомова

При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика