А. Пахомов. Про свою работу в детской книге.
М., "Детская литература", 1982. С. 64-68.
А. Пахомов
А. Пахомов, С. Маршак. "Наш отряд". 1937 г. Иллюстрация. |
В День Красной Армии, 23 февраля 1936 года, я был гостем на празднике в 7-м детском саду Петроградского района в Ленинграде. До этого мне не доводилось бывать в детских садах, и это первое посещение своеобразного детского царства произвело на меня большое впечатление. Тогда же я решил сделать серию рисунков на тему праздника.
Обдумывая эту работу, я пришел к заключению, что даже очень подробные и добросовестные зарисовки отдельных моментов игры будут все-таки выглядеть бледнее самой игры, как она есть в жизни, и не создадут верного о ней впечатления.
А впечатление это таково. Прежде всего, при входе в детсад как бы попадаешь в своеобразный мир, в некую экзотическую страну. В прихожей - маленькие вешалки, на которых вместо номерков нарисованы яблоко, морковка, груша, кролик, собачка; столы и стулья в этой стране такие маленькие, что на них боязно садиться. Кроме того, есть и совсем крохотная мебель, например кровати, где спят куклы, укутанные в одеяльца величиной с носовой платок. У кукол есть трамвай, автомобили, телеграфные столбы и музыкальные инструменты. В комнатах имеется и так называемый строительный материал, то есть легкие, сделанные из фанеры геометрические тела. Из них ребята строят и для себя и для кукол дворцы, заводы, мосты и корабли.
Все это богатство, однако, отсутствовало в том зале, где проходил праздник. На празднике, например, кавалеристы-малыши с картонными лошадками, привязанными к груди, просто по паркету маршировали перед зрителями. Если точно нарисовать, думалось мне, только ребят с картонными лошадками, получится как-то уж чересчур бедно. Будет недоставать главного - детского воображения. И кавалеристы и зрители-дети почти убеждены, что это настоящая кавалерия в большом пространстве настоящего взрослого мира, а не маленькие дети в сандалиях на паркетном полу.
И вот я решил внести в игру свою инициативу - изобразил ребят не на полу, а на мосту из детского строительного материала. Поставил на мосту телеграфные столбы и поместил под мостом уток, рыбок, парусную лодку. Рисунок, мне кажется, "зазвучал", получил тот наивно-трогательный, шутливый характер, который имела детская игра в действительности, и, на мой взгляд, стал отражением всей суммы впечатлений от детского сада, включая и детские разговоры.
Так же, дополняя виденное, я поступил и с другими моментами игры, а многие эпизоды придумал сам. Убеждение детей, что все в мире чрезвычайно интересно, их способность наделять окружающие предметы воображаемыми свойствами, способность детей убежденно представить себя взрослыми, перенестись фантазией в настоящую, "взрослую" обстановку позволили мне сочинить то, чего на празднике не было, но могло быть в детской игре.
А. Пахомов, С. Маршак. "Наш отряд". 1937 г. Разворот. |
И когда рисунки были напечатаны (С. Маршак написал к ним стихи и назвал книжку "Наш отряд"), мне стали сообщать, что книжка "Наш отряд" помогает ребятам устраивать игры.
А. Пахомов, С. Маршак. "Наш отряд". 1937 г. Иллюстрация. |
Дети, играя в кавалерию, стали сооружать мосты из строительного материала или из скамеек и под мост пускать лодки, корабли, рыб и уток; играя в моряков - сажать на мачты и реи игрушечных птиц и попугаев и брать с собой кукол со спасательными кругами; стали играть в пограничников, превращая в диверсантов кукол, ежей и кошек, то есть делать нее то, что я нарисовал в этой книжке.
Сейчас, спустя много лет, рисунки "Нашего отряда" мне кажутся несколько перегруженными, но одно качество этой серии рисунков для меня живо и сейчас и является моей заповедью: рисунок не должен остаться случайной зарисовкой, он должен давать правильное понятие о явлении во всей совокупности его сторон. А кроме того, надо стремиться так изображать жизнь, чтобы изображение само стало активным началом в ее преобразовании.