С.Я. Маршак - Художники - В. Кузнецова, Э. Кузнецов - Художник и предмет


В. Кузнецова, Э. Кузнецов. Цехановский.
"Художник РСФСР". Л., 1973. С. 13-19.

В. Кузнецова, Э. Кузнецов

Художник и предмет

Казалось бы, просто: изобразить предмет. Но для этого нужно было многое. Нужно было преодолеть укоренившееся эстетическое недоверие к миру простых вещей. Нужны были усилия и завоевания современной живописи, особенно кубизма с его пристальным вниманием к фактуре и строению предмета, к весомой материальности изображаемого. Нужно было начало бурного развития художественного конструирования и прикладной графики. Нужно было наступление зрелости кинематографа. Потому что эти скромные картинки в детских книжках - одно из проявлений переворота в эстетических представлениях и в художественной культуре нашего времени.

"Семь чудес" С. Маршака (1926) - сборник загадок. В каждой из них говорится о простых вещах, которые на самом деле вовсе не просты. Здесь нельзя было ограничиться обычными картинками. Надо было так показать предмет, чтобы при всей конкретности своего облика он отвлекался от всего случайного и частного. Нужны были портреты: Поезд, Газета, Спички, Трамвай, Самовар, Пишущая машинка, Почтовый ящик. В большинстве случаев портреты получились.

Он отказывается от многих деталей, не существенных в каждом данном случае. Рисунок не превращается от этого в схему: оставшиеся наиболее характерные детали становятся еще характернее.

Он отвлекает предмет от реальных условий освещения с их случайной игрой бликов, теней, рефлексов, могущей исказить истинную форму, подлинную фактуру предмета.

Подобная система позволяет Цехановскому (а может быть, и побуждает его?) компоновать иллюстрации не по принципу "картины", как бы воспроизводя увиденное в воображаемое окно, а свободно сочетая отдельные изображения, монтируя их рядом друг с другом на плоскости листа. Такие композиции Цехановского всегда построены слаженно и красиво. Но формальная сторона здесь не главное. Главное здесь в том, что эти сочетания подчинены смысловой связи и имеют в своей основе целостный образ явления.

Одна из композиций посвящена спичкам. Вот она: приоткрытый коробок, отдельно - внутренняя его часть (сверху и снизу), высыпанные спички (четкие и прямые), горящая спичка (рыжая вспышка пламени), наконец, несколько обгорелых спичек (почерневших и покорежившихся). Явление разложено на составные элементы, проанализировано и с точки зрения строения - в пространстве, и с точки зрения развития - во времени. Образ приобрел такие качества, которые были бы недоступны рисунку "традиционного", "картинного" характера.

Другая композиция посвящена трамваю. Здесь изображение трамвая монтируется с разноцветными проездными билетиками, с монетками, с кондукторской сумкой. Это образ Трамвая. Образ, конечно, односторонний, мы бы сказали, "потребительский", то есть именно тот, который отвечает заданию: и поэт и художник увидели его глазами ребенка, часто ездящего на трамвае, завидующего кондуктору.

При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика