В. Кузнецова, Э. Кузнецов
"Почта"О самой лучшей книге художника надо сказать особо. Это "Почта" С. Маршака. Выпущенная с рисунками Цехановского в 1927 году, она приобрела громадную популярность и переиздавалась множество раз. Популярность была заслуженной. "Почта" - отличное произведение графического искусства. Она оказалась одной из последних работ Цехановского в книжной графике и вобрала в себя все лучшие стороны его творчества, словно подвела итог целому этапу его развития. Веселая обложка с громадной красной маркой и озорными штемпелями "Ленинград - Москва - Радуга". Крепко и плотно скомпонованные развороты переполнены яркими рисунками. Рисунки эти при всей их упрощенности, даже схематичности - остры и характерны. Образно показаны Берлин, Лондон, Бразилия. Каждый почтальон отличается от других не только сложением и цветом лица, но и походкой. Книгу окрыляет романтический восторг перед громадным миром, который наполнен паровозами, самолетами и океанскими пароходами. Мир удивителен и полон красоты. Мир подвижен и беспокоен. А с этой романтикой соседствует и добрая ирония, которая приземляет всякую экзотику, делает большой мир немного игрушечным и доступным. Книга очень красива по цвету. Художник расчетливо распорядился тремя основными красками, подобрав их оттенки (оранжевато-красная, синеватая и неяркая желтая), укрепляя их сочной черной и добавляя кое-где оливковую или рыжую. Книгу приятно листать: она яркая, броская, и каждый разворот - новое зрелище. Однако всего этого было бы мало для успеха "Почты". Главное здесь то, что художник не просто создал ряд хороших рисунков к стихотворению. Недостаточно говорить о каждом из них в отдельности. Рисунки эти вместе друг с другом, вместе со страницами, на которых они размещены, вместе с текстом стихотворения образуют целостное самостоятельное произведение. Его целостность, прежде всего, определяется точным композиционным решением всей книги. А решение это подсказал текст. Сюжет "Почты" - своеобразная эстафета почтальонов. Она символизирует собой единение людей труда, служащих человечеству. Сюжет книги - непрерывное движение: письмо едет в поезде, летит в самолете, плывет на пароходе в погоне за Борисом Житковым. Движение перешло в макет книги. Почтальоны идут все в одну и ту же сторону. Конечно - слева направо, то есть вместе с читателем, перелистывающим страницы. Их движение закреплено заметными деталями: в Берлине автомобили, три из которых самые заметные и выделенные цветом, на переднем плане, едут направо, и дирижабль летит направо; а в Лондоне направо едут двухэтажные красные автобусы; направо идет пароход; направо смотрит и Житков на последней странице. Это движение активно побуждает читателя перелистывать страницы, подталкивает его, а самой книге придает композиционную цельность. Это уже не просто книжка с картинками, а овеществленное путешествие по миру. (Небезынтересно сравнить эти иллюстрации с другими, выполненными в наши дни. Ю. Коровин - обаятельный художник, но станковист, слабо чувствующий книгу. Он насытил "Почту" множеством разнонаправленных картинок. Движение остановилось. Остановилось движение и в рисунках опытного художника Ф. Лемкуля. А А. Елисеев и М. Скобелев уловили эту особенность "Почты" и по-своему сумели ее выразить.) Секрет "Почты" Цехановского в том, что здесь вновь применен принцип монтажа. Монтажные приемы вообще не чужды книге. Вся книга есть монтаж разворотов: переворачивая страницы, мы переходим от одного образа к другому, они сталкиваются в нашем сознании, столкновение дает новый, монтажный, образ. Так художник может организовать в книге движение. Цехановский настойчиво тянулся к монтажу. Он сочетал разнопространственные явления в одной композиции ("Ураган"). Он пробовал создать и образ текущего времени, сопоставляя разновременные явления в рисунках, удаленных друг от друга, как в стихотворении Маршака "Приключения Стола и Стула": аккуратно прибранная комната (в начале книги) и та же комната, приведенная в беспорядок бегством Стола и Стула (в конце книги). Нечто подобное есть и в "Почте". На второй странице изображено письмо, отправленное Борису Житкову,- с аккуратными надписями, разноцветными марками, штемпелями и наклейками - нарисованное с присущей художнику любовью к разнообразию фактур. Оно же возвращается на последней странице - на нем новые наклейки, новые штемпеля и надписи, а старые энергично перечеркнуты толстым красным карандашом. Их сравнение создает образ прошедшего времени. Но сильнее всего проявляет себя монтаж именно в сопоставлении непосредственно идущих друг за другом изображений, которые подчиняются определенному переменчивому ритму. В "Почте" ритм этот регулируют изображения почтальонов. Индивидуальность их походки это не только (и даже не столько) желание "создать характеры" в бытово-жанровом смысле. Здесь прослежены ритмы Маршака: Это - он, Отсюда и пришла торопливая, бодрая походка ленинградского почтальона, солидная, тяжелая - берлинского, четко-сухая - лондонского, утомленно-вялая и плавная-бразильского. Книга обогатилась разнообразием ритмов. Это синтез графики и слова, или даже графики и музыки, воплощенной в словесном ритме. Внимание Цехановского к монтажу, к передаче движения, к ритму в это время не было случайным. Именно тогда, достигнув значительных успехов и, казалось бы, получив возможность развивать достигнутое, он задумывал измену книжной графике. |
|