С.Я. Маршак - Художники - В. Кузнецова, Э. Кузнецов - От страницы к кадру


В. Кузнецова, Э. Кузнецов. Цехановский.
"Художник РСФСР". Л., 1973. С. 42-45.

В. Кузнецова, Э. Кузнецов

От страницы к кадру

Динамика переполняла книги Цехановского. Рисунки готовы были сорваться со страниц.

Художник предпринял попытку преодолеть статичность графического изображения. Он сделал так называемые кинокнижки - "Мяч", "Бим-Бом", "Поезд". Это маленькие книжечки, напечатанные на плотной бумаге. На каждой странице изображались одни и те же фигурки, причем каждая из них воспроизводила одну из фаз движения. Если быстро пропускать страницы между пальцами - отдельные статичные фигурки сливаются в одно движущееся изображение. В книжечке "Бим-Бом", например, два клоуна подбрасывают и ловят мяч, кувыркаются, прыгают. Здесь Цехановский применил даже такой сугубо кинематографический прием, как наезд с переходом к крупному плану - красный мяч словно летел на зрителя, увеличиваясь в его глазах.

От кинокнижек до мультипликационного кино был всего один шаг, и Цехановский сделал этот шаг, продолжая считать мультипликацию "новой органической родственной ветвью изо"1.

Практически это совершилось просто. В середине 20-х годов при Ленинградском Доме работников искусств работал кинокружок. Им руководил видный деятель русского кино В. Вишневский (отец выдающегося советского драматурга). У кружковцев был допотопный аппарат и немного пленки. Здесь Цехановский и его жена, а в дальнейшем и постоянная сотрудница Вера Всеславовна Цехановская, посмотрели фильмы пионера русской мультипликации Владислава Старевича и получили некоторые сведения о технике кинематографа.

Когда в 1928 году киностудия "Совкино" заключила с Цехановским договор на создание фильма, его творческий багаж сводился главным образом к знакомству с тем фактом, что киноаппарат снимает со скоростью шестнадцать кадров в секунду.

Сейчас может показаться странным, что постановка фильма была доверена человеку, не имевшему ни опыта, ни специальных кинематографических знаний - ничего, кроме таланта и энтузиазма. Но тогда это было почти закономерным явлением. Так пришли в советский кинематограф едва ли не все замечательные мастера, принесшие ему мировую славу. Учиться было не у кого и негде. Приходилось рассчитывать только на талант и упорство.

Мультипликационное кино едва начиналось. Где-то в Москве, в Одессе, в Киеве работали энтузиасты, лишенные связи друг с другом, делающие первые шаги.

Точно так работал и Цехановский. Фильм делали кустарно, вручную - сам Цехановский, его жена В. Цехановская и художник И. Дружинин. Была избрана техника плоской марионетки; по рисункам Цехановского изготовили плоские бумажные фигурки с шарнирными сочленениями. Эта техника позволяла отказаться от предварительного изготовления отдельных фаз, но зато превращала процесс съемки в утомительную и кропотливую работу по выкладыванию отдельных фаз непосредственно под объективом киноаппарата.

Так рождался фильм "Почта" - одна из первых серьезных удач советской мультипликационной кинематографии.



Примечание

1. Цехановский считал очень полезным включать работу над кинокнижками в практику подготовки будущих художников-мультипликаторов. На кинокнижках учились графической передаче движения ученики Цехановского.  ↑ 

При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/
Яндекс.Метрика