В. Кузнецова, Э. Кузнецов
И снова "Почта"В 1964 году Цехановский снова обратился к "Почте". Он поставил новый мультипликационный фильм, цветной и широкоэкранный. За последние годы в мультипликации стало правилом повторять хорошие фильмы, имевшие успех двадцать-тридцать лет тому назад. Были возобновлены "Мойдодыр" Иванова-Вано, "Пес и кот" Атаманова, "Муха-цокотуха" Сутеева... Подобные опыты не всегда вызывают сочувствие. На фоне новых картин эти фильмы выглядят лишь внешне омоложенными старичками. Механическое привнесение цвета, привлечение современной техники, введение новых сюжетных мотивов не обогащает, а утяжеляет фильм. Утратив связь с некогда породившим их временем, фильмы не становятся современными в полном смысле слова. Однако к "Почте" Цехановского это никак не относится. Цехановский не гальванизировал старую "Почту". Он заново подошел к ее теме, к её сюжету. Он обобщил в новой "Почте" опыт вариантов иллюстраций к книге Маршака и многих лет работы в кино. "Почта" - новый фильм, вполне современный по форме и содержанию. Но режиссер не захотел рвать связи с первой "Почтой". Новая "Почта" стала как бы памятником первому фильму, времени и людям, причастным к ее созданию. Неслучайно фильм посвящен памяти С. Маршака (об этом упоминается во вступительных титрах). Цехановский не побоялся ввести в фильм, действие которого происходит в годы космических ракет, фигуру Бориса Житкова, умершего еще в 1938 году. В этом органическом слиянии современного с воспоминаниями о старом, видимо, скрыт секрет обаяния нового фильма Цехановского. Сценарий фильма изменился незначительно. Цехановский ввел в него стихи Маршака, незадолго до смерти написанные поэтом специально для фильма. Теперь стихотворный текст сопровождал и те сюжетные линии, которых не было в стихотворении, например приключения пуделя Тома. Цехановский сохранил общую атмосферу фильма, наполнив его романтикой и иронией. Кадры с изображением космического пространства, изборожденного траекториями ракет, до бесконечности расширили ощущение простора мира, вызывая восхищение могуществом покоряющего его человека. Фильм обогатился и новыми забавными находками. Корабль, везущий почту в Бразилию, затонул. Но теперь на останки корабля мгновенно налетают полчища рыб. Раздается скрежет. И в секунду от корабля остается один остов - рыбы съели обшивку. Время, конечно, внесло в фильм свои коррективы. В первой "Почте" советская марка с изображением красноармейца вызывала за границей ужас. Теперь люди смотрели на советскую марку с радостью и восхищением - на ней изображен советский космический корабль. Разумеется, изменился самый облик изображенной в фильме жизни: одежда людей, автомобили, самолеты, поезда, обстановка квартир. Однако все это изменилось не настолько, чтобы безоговорочно связать фильм с сегодняшним днем. Подчеркнутая "современность" слишком далеко увела новую "Почту" от ее предшественницы. Она помешала бы поверить, например, в такой алогизм, как появление живого Бориса Житкова. Графический почерк новой "Почты" не повторяет полностью старый фильм, скорее развивает его. Собственно, направление этого развития определилось уже во втором варианте иллюстраций, сделанном Цехановским после появления первого фильма. Все персонажи в фильме изображены такими, какими они появились в издании книги 1937 года. При всем лаконизме изображений, они стали несколько более детализированными, чем в первом фильме. В некоторых случаях Цехановский все-таки предпочел использовать найденное в раннем варианте. Своей веселой перенаселенностью и теснотой мир фильма, испещренный железнодорожными путями, пунктирами самолетных линий, трассами космических ракет, чем-то все-таки ближе миру первого варианта книги. Новая "Почта" - цветной широкоэкранный фильм. Цвет в повторенных в последние годы мультипликационных фильмах зачастую выглядит случайной механической раскраской черно-белого изображения. Но в "Почте" цвет оказался очень органичным фильму, вероятно, потому, что колорит был внимательно продуман художником во время работы над вариантами иллюстраций. Звонкие и радостные сочетания красного, голубого, желтого, скрепленные черным контуром и свободно расположенные на белом фоне, как и в книге, радуют глаз на экране. Сочные локальные цвета приобретают особую выразительность и красоту в динамике мультипликационного движения и монтажа, когда на голубые вагоны на экране вдруг падает тень и они становятся черными, когда красный экспресс, перерезавший зеленое поле, внезапно и неожиданно врывается на голубой мост, когда красный поезд попадает вдруг в черную ночь... Условная композиция изображений на белой плоскости широкого экрана, напоминающая расположение иллюстраций на книжной странице, была разработана Цехановским уже в "Лисе и Бобре" и "Диких лебедях". В новой "Почте" Цехановский заменил плоские марионетки обычной мультипликационной техникой. Но своеобразие движений - схематичность, острота и характерность - осталось. Как в первом фильме, движения строго подчинены музыке и чеканному ритму стихов Маршака.
|
|