С. Маршак
|
С.Я. Маршак входил в состав постоянных сотрудников |
Для удобства читателей мы размещаем стихотворение, |
Публикация в оригинальном виде на страницах журнала |
|
В пасхальную ночь Горящий куст терновый, Как праотцы в пустыне, Ты видишь: гаснет ныне |
|
Примечание Е. Гуллер Стихотворение опубликовано в марте 1913 г. в канун еврейского праздника Песах. Этот праздник отмечается ежегодно в память об исходе народа Израиля из египетского рабства (14 в. до н.э.). В пасхальную ночь - в первую ночь праздника Песах в еврейских домах проводят "седер" - ритуальную трапезу, во время которой читают Агаду. Агада - это сборник текстов и молитв, в которых пересказывается история исхода, перечисляются заповеди, связанные с Песахом, и т.д. Главная цель этого чтения - рассказ об освобождении из египетского рабства. В пасхальной Агаде повествование об исходе из Египта предваряется фразой: "В нынешнем году мы здесь, в будущем году - в Земле Израиля. Сейчас мы рабы, в будущем году - свободные люди", дальше следует описание самого исхода, и выражается надежда на скорое избавление еврейского народа и приход Мессии. В стихотворении, как и в Агаде, рассказывается об исходе евреев, который сопровождался многочисленными чудесами; о нынешнем плачевном положении еврейского народа; в последней строфе поэт пишет о надежде на откровение Всевышнего. Т.е. в произведении в целом сохранены структура и дух пасхальной Агады. В пасхальной Агаде используется местоимение "мы", т.к. в ней речь идет от имени всего еврейского народа. В каждом поколении человек обязан смотреть на себя так, будто он сам вышел из Египта, и во время седера рассказывать об этом не как о далеком историческом событии, а о том, что произошло с ним и его семьей, его народом. Точно так же поэт использует в своем стихотворении местоимение "мы" и говорит от лица всего еврейского народа. Горящий куст терновый - в Торе рассказывается о терновом кусте, который был объят пламенем и не сгорал. Пророк Моисей обратил внимание на это чудесное явление, подошел ближе и услышал пророчество - глас Б-жий, который повелел ему идти в Египет и вызволить из рабства еврейский народ. Ведет нас Муж суровый / Чрез знойные пески - пророк Моисей водил евреев по пустыне в течение 40 лет. Спасительная Манна - Манна небесная. Когда у евреев закончился весь хлеб, взятый с собой из Египта, Всевышний послал им пищу, выглядящую как белые маленькие крупинки. Название «манна» этот продукт получил потому, что когда евреи увидели его в первый раз, то спрашивали друг друга: «Ман hу?» ("Что это?"). Манна покрывала по утрам землю вокруг еврейского стана каждый день, кроме субботы, на протяжении всего времени скитания по пустыне. Таинственный родник - чудесный родник, который сопровождал евреев в пустыне. И светом осиянный / Пророка скорбный лик - лицо Моисея стало сиять чудесным светом после того, как он спустился с горы Синай со вторыми Скрижалями Завета. Завет - после исхода из Египта евреи получили Тору (завет, договор между Всевышним и еврейским народом), в которой им было дано обещание унаследовать Землю Обетованную - Землю Израиля. |
|