"Демский вестник", 1994, 3 декабря.
Группа на сайте "Вконтакте" "Старая Дема"
25 ноября коллектив ОПМС-61 отметил знаменательную дату - 50-летие со дня основания своего предприятия. Большие, поистине исторические перемены, произошли в его жизни за истекшие полвека. На предприятии создана мощная производственно-техническая база, коренным образом изменился характер труда и быта его работников.
Ветераны помнят, как проводились путевые ремонтные работы в военные и первые послевоенные годы. Практически все делалось вручную. Путь поднимали винтовыми домкратами, основным транспортным средством на линии был модерон, в качестве "механизмов" использовались лом, лопата, лапа, штопка и прочий дедовский инструмент. В то время у ПМС не было не только базы, но и постоянного места стоянки.
Сейчас наше предприятие располагает современной, индустриального типа, производственной базой. Это около 7 километров технологических путей, два депо для машин тяжелого типа» механические мастерские, склад ГСМ, кладовые. База оснащена козловыми и стрелковыми кранами с магнитными плитами, звеносборочной (ППЗЛ-500) и звенорасборочной (ЗРС) машинами. Уровень механизации превышает 90 процентов.
На вооружении предприятия полный комплект новейших путеукладочных машин, необходимая вспомогательная техника. Именно у нас, в ОПМС-61. проходили испытания и обкатку новейшие образцы путевых машин и механизмов, и, получив путевку в жизнь, внедрялись в производство. И не зря наше предприятие называют испытательным полигоном новой техники. Именно у нас отрабатывалась новая технология путевых работ с применением этих средств механизации.
Благодаря внедрению прогрессивной технологии, новаторству, мастерству наших работников в 1987 году была достигнута наивысшая на сети дорог производительность капитального ремонта пути - 6000 погонных метров в шестичасовое "окно". Кстати, этот трудовой рекорд никем не побит и до сих пор. Успешно справился наш коллектив и с планом капитального ремонта нынешнего года, обновив 64 км стальной колеи при плане 60.
Наше предприятие по праву считается кузницей передового опыта. Дважды (в 1968 и 1986 гг) оно было предоставлено на ВДНХ СССР. Почти ежегодно на базе ОПМС-61 проводились дорожные и сетевые школы передового опыта. Знакомиться с его работой приезжала делегация специалистов из Канады, которые дали высокую оценку применяемой у нас технологии капитального ремонта пути.
Созданная в 1944 году для восстановления разрушенных войной железнодорожных путей и организации перевозок для нужд фронта и народного хозяйства путевая машинная станция N 61 за время своего существования проделала значительную работу по реконструкции. капитальному и среднему ремонту пути и сплошной смене рельсов. В общей сложности на ее счету более 3000 км обновленной стальной колеи. Приходилось ей заниматься и земляными работами, и очисткой путей от снега и льда, оказывать помощь локомотивщикам депо в экипировке паровозов дровами. Одной из трудоемких работ на станции в зимний период была кирковка и уборка шлака в местах набора воды и чистки топок. Естественно, эти работы выполнялись вручную.
Необычайно широк и полигон ее производственной деятельности. За полвека ОПМС-61 побывала на Юго-Восточной, Азербайджанской, Северо-Кавказской, Томской, Восточно-Сибирской, Забайкальской и других железных дорогах. И конечно же, самый большой объем путевых работ выполнен нашим коллективом на месте своей постоянной приписки - Башкирском отделении, да и по всей Куйбышевской магистрали.
За истекшие полвека неузнаваемо преобразился производственный быт работников ОПМС-61. Построен 3-х этажный бытовой корпус с душевыми, раздевалками, столовой, медпунктом и красным уголком. На утопающей в зелени территории производственной базы вырос фруктовый сад, в центре которого сооружен фонтан, повсюду проложены асфальтированные дорожки. И все же главным своим достижением мы считаем решение жилищной проблемы, развитие социальной сферы. Ни для кого не секрет, что наши работники до недавнего времени не имели нормального человеческого жилья и десятилетиями ютились в так называемых теплушках. Вначале это было связано с тем, что у ПМС не было даже постоянных мест дислокации, позднее строить жилье не позволяли наши весьма ограниченные финансовые возможности. Да и в сравнительно лучшие времена до этого, как говорится, не доходили руки.
И только в 1959 году на станции Дема для работников ОПМС-61 был построен первый 34-квартирный жилой дом. Любопытно, что его заселение вызвало на первых порах определенные трудности. Некоторые работники отказывались получать квартиры, поскольку большую часть года приходилось трудиться на других дорогах, вдали от Демы, к тому же в то время мы готовились к выезду на Забайкальскую,
И все же жизнь не стояла на месте, менялся характер нашей работы, меньше стало разъездов и вопрос о дальнейшем строительстве жилья стал, так сказать, жизненной необходимостью, В 1964 году был сдан в эксплуатацию второй, уже 60-квартирный дом. Потом, из-за отсутствия средств и свободных строительных организаций, плановое строительство жилья надолго застопорилось.
И только с 80-х годов капитальное строительство получило должный размах. Особенно - своими силами, так называемым хозспособом. В течение десятилетия были сданы в эксплуатацию 6 домов в общей сложности на 136 квартир. Последний дом на 128 квартир построен в 1992 году. Сюда из вагонов переселились последние 73 семьи. Это стало для нас огромным, поистине революционным событием. Отныне каждый работник предприятия обзавелся собственным благоустроенным жильем, была решена еще одна из самых насущных социальных проблем.
Хорошим подспорьем в решении другой немаловажной проблемы -продовольственной - стали создание собственного подсобного сельского хозяйства и полное обеспечение работников ПМС земельными садовыми участками.
Большой вклад в становление и развитие предприятия внесли бывший начальник ОПМС-61 Б.М. Ерастов, главный инженер И.П. Березин, прорабы М.М. Гареев, С.А. Калягин и В.Б. Богомазов, главные механики А.С. Мосин и Ю.П. Гончаров, механик-наладчик Т.М. Зинатуллин, дорожные мастера В.И. Коваленко, М.К. Канатов, Н.Г. Закиров, И.М, Деревянко, К.М. Шварц.
В нашем коллективе выросли такие механизаторы, подлинные мастера своего дела, как П.И. Артюков, В.И. Макаренко, Р.В. Камалов, С.А. Семенец, В.А. Вдовин. Хорошими рационализаторами зарекомендовали себя И.Ф. Демин, В.Н. Иовчев, В.П. Климов, К.И. Челомбитько и другие.
За добросовестный труд многие работники предприятия награждены орденами и медалями, 20 человек отмечены знаком "Почетному железнодорожнику".
Начиная с 1965 года ОПМС-61 почти ежегодно становилась победителем отраслевого и дорожного соревнования среди коллективов родственных предприятий, а в 1985 году - признана победителем Всесоюзного социалистического соревнования. Не уступает наш коллектив завоеванных позиций и в нынешнее трудное время. В канун юбилея ему присуждено первое место и первая денежная премия по итогам соревнования за III квартал. Так что можно с уверенностью сказать, что нынешнее поколение работников ОПМС-61 с честью продолжает и приумножает славные трудовые традиции и по-прежнему сохраняет свое лидирующее положение среди родственных предприятий отрасли.