С. Маршак
Шаляпин
В тот зимний день Шаляпин пел
На сцене у рояля.
И повелительно гремел
Победный голос в зале.
Дрожал многоэтажный зал,
И, полный молодежи,
Певцу раек рукоплескал,
Потом - партер и ложи.
То - Мефистофель, гений зла, -
Он пел о боге злата,
То пел он, как блоха жила
При короле когда-то.
Казалось нам, что мы сейчас
Со всей галеркой рухнем,
Когда величественный бас
Затягивал: "Эй, ухнем!"
"Шаляпин"... Вижу пред собой,
Как буквами большими
Со стен на улице любой
Сверкает это имя...
Печален был его конец.
Скитаясь за границей,
Менял стареющий певец
Столицу за столицей.
И все ж ему в предсмертный час
Мерещилось, что снова
Последний раз в Москве у нас
Поет он Годунова,
Что умирает царь Борис
И перед ним холсты кулис,
А не чужие стены.
И по крутым ступенькам вниз
Уходит он со сцены...
Впервые там же.
С Федором Ивановичем Шаляпиным (1873-1938) Маршак познакомился в 1904 году, на даче у Стасова (см. т. 1, "О себе"). С осени этого года Шаляпин и Горький оплачивали его учение в ялтинской гимназии. Горький в середине октября 1904 года писал Е.П. Пешковой: "Пожалуйста, напиши Шаляпину о деньгах для Самуила, я в Москве, вероятно, его не увижу..." (М. Горький, Собр. соч. в 30-ти томах, т. 28).
Стихотворение дважды сокращалось автором. Во втором томе Сочинений (1958) после строки "При короле когда-то" снято: "Блоха. Ха-ха-ха-ха!"
После строки "Столицу за столицей" снято:
Несли венки из римских лож,
Шумел партер в Нью-Йорке,
Но не гремела молодежь
Ладонями с галерки...
Готовя стихотворение для сборника "Избранная лирика" (1962), поэт вычеркнул три строфы, что существенно изменило произведение. В нем стала заострена тема обреченности великого художника, отъединившегося от Родины. Приводим снятый текст:
На сцены Питера, Москвы
Явился он природным
Артистом с ног до головы,
Беспечным и свободным.
Всего себя он подчинил
Суровой строгой школе,
Но в каждом звуке сохранил
Дыханье волжской воли...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Как Волга, вольная река,
Катилась песня бурлака.
И, сотрясая зданье,
В ответ с балконов, из райка
Неслись рукоплесканья...
А также был изменен порядок строф; во второй строфе вместо:
Певцу раек рукоплескал,
Партер, балконы, ложи...
стало:
Певцу раек рукоплескал,
Потом - партер и ложи.
Печатается по сб. "Избранная лирика", 1964.
|