С. Маршак

Воспитание словом

Мир в картинах

О большой литературе для маленьких

Маяковский - детям

1

Прошло двадцать пять лет* со дня смерти Маяковского. Четверть века - это срок не малый, это возраст целого поколения, созревшего для жизни и труда.

А минувшие двадцать пять лет весят и значат больше, чем иное столетие. История не поскупилась для них на события, способные заслонить любую отдельную человеческую жизнь, как бы крупна она ни была.

И однако же всем этим величайшим событиям не удалось заслонить Маяковского. С любой точки нашего нынешнего дня он виден так же четко и ясно, как в те дни, когда шагал по московским улицам. От этой четкости время становится прозрачным, и нам кажется, что мы видели и слышали Маяковского в последний раз совсем недавно - чуть ли не вчера.

У нас есть улицы Маяковского, театр имени Маяковского, "Маяковская" станция метро, - и все же это имя не стало привычной принадлежностью мемориальной доски. Стихи Маяковского сохранили всю полемическую, жестокую, пронзительную остроту его сатиры, всю нежность и глубину его лирики.

Вряд ли можно найти человека, который бы относился к этому поэту безразлично. Его любят или не любят, живут его стихами или спорят с ним и о нем, но нельзя не слышать в гуле нашего времени его уверенную поступь, силу его звучного, навсегда молодого голоса.

Бывают портреты, на которых глаза нарисованы так, что встречаются с глазами зрителя, откуда бы он ни смотрел. Об одном из таких портретов говорит Гоголь в своей знаменитой повести.

Этим же свойством обладают и многие стихи Маяковского. Они обращаются к нашему времени, как обращались к своему.

Поколение сменяется поколением, и каждое из них чувствует на себе как бы устремленный в упор, внимательный и пристальный взгляд поэта, то дружественный, то обличающий.

И это потому, что в любой строке, написанной Маяковским, он жил полной жизнью, не щадя ни сердца, ни голоса, ни труда. Он встает во весь рост и в большой поэме исторического охвата, и в полусерьезном, полушутливом разговоре с детьми.

О своих стихах он говорил гордо, зная им цену, но говорил со скромностью мастера, ставящего себя в один ряд со всеми другими мастерами своей страны, где бы они ни работали, что бы ни создавали для счастья тех, кто придет им на смену.

Как известно, он не был любителем юбилеев и памятников. Но лучшую надпись на своем памятнике Маяковский, как и Пушкин, сделал сам.

Он знал, что его стих "громаду лет прорвет", и первые двадцать пять лет из этой громады пересек легко, как один день.

Миновало четверть века, но и сегодня для того, чтобы увидеть Маяковского, мы не оглядываемся назад, а смотрим вперед.

2

Стихов для детей у Маяковского не очень много. Но какая бы современная тема ни привлекала поэта, берущегося за детскую книгу, он чуть ли не на всех путях встречается с Маяковским. Опередить Маяковского нелегко.

В последнее время мы все чаще и чаще говорим, что наша детская литература должна воспитывать в ребятах чувство чести и ответственности, должна давать им простые и ясные, но отнюдь не назойливые понятия о том, "что такое хорошо и что такое плохо".

Книжку об этом написал Владимир Маяковский1. Написал много лет тому назад.

Поэты и композиторы пишут для пионерских сборов и туристских походов песни и марши.

Еще в середине 20-х годов Маяковский сочинил для школьников звонкий и четкий марш:

Возьмем винтовки новые,
На штык флажки!
И с песнею
                     в стрелковые
Пойдем кружки...2

Лучшей походной песни, лучшего марша для легких детских ног не создал до сих пор никто.

У нас накопилось немало песен о первомайском празднике, о зеленой листве и красных флагах. Но только "Майская песенка" Маяковского - по-настоящему майская и по-настоящему детская.

Зеленые листики -
и нет зимы.
Идем
          раздольем чистеньким
и я,
       и ты,
                и мы3.

В том разделе сочинений Маяковского, который называется "Стихи детям", нет двух вещей, написанных на одну и ту же тему, решающих одну и ту же задачу. Он оставил нам четырнадцать детских стихотворений и решил четырнадцать литературных задач. Тут и сатира на Прогулкина Власа - "лентяя и лоботряса"4, меткий и веселый фельетон в стихах, сделанный как будто по специальному заказу школьной редколлегии, и героическая лирика.

О том, какое значение придавал Маяковский книгам для детей, можно судить по его беседе с одним из иностранных журналистов5.

Журналист задал ему обычный в таких случаях вопрос:

- Над чем вы сейчас работаете?

Маяковский ответил:

- ...С особенным увлечением работаю над детскими книжками.

- О, это интересно, - сказал журналист. - И в каком же духе вы пишете такие книжки?

- Моя цель - внушить детям некоторые элементарные общественные понятия. Но, разумеется, я делаю это осторожно.

- Например?

- Скажем, рассказ о лошадке на колесиках. Так вот, я пользуюсь случаем, чтобы объяснить ребенку, сколько людей работало, чтобы такую лошадку сделать6. Таким образом ребенок получает представление об общественном характере труда. Или описываю путешествие и таким образом знакомлю ребенка не только с географией, но и с тем, что, например, одни люди - бедные, другие - богатые7.

Вероятно, эта беседа очень удивила иностранного журналиста, который вряд ли мог предполагать, что большой лирический поэт нашего времени, прокладывающий в поэзии новые дороги, станет тратить свое время и силы на решение каких-то педагогических задач.

А между тем Маяковский и в самом деле владел высоким педагогическим искусством - искусством воспитывать и больших и маленьких. Он писал не для того, чтобы его стихами любовались, а для того, чтобы стихи работали, врывались в жизнь, переделывали ее.

В любой детской книжке - будь то сказка, песенка или цепь смешных и задорных подписей под картинками - Маяковский так же смел, так же честен, прям и серьезен, как и в своей поэме "Хорошо!" или "Во весь голос".

И в то же время, работая над стихами для детей, он никогда не забывал, что его читатели - маленькие, всего по колено ему ростом.

Осторожно, сдерживая свой громовой голос, как бы не желая напугать ребят, он беседует с ними о важных материях - шутливо, ласково, уважительно;

Крошка сын
                       к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое
                     хорошо
и что такое
                    плохо?

Маяковский говорит с детьми без всякой снисходительности. Его отповедь маленькому трусу, маленькому лентяю или неряхе сурова и беспощадна. Его похвала тем, кто ее достоин, немногословна и отчетлива, как похвала командира:

Храбрый мальчик, -
                                     хорошо,
в жизни
              пригодится.

"Стихи детям" занимают в собрании всех стихов Маяковского особое и значительное место. Эти стихи могут еще многому научить детей да, пожалуй, и взрослых8.

1940



Примечания автора

* Статья написана в 1955 г.  ↑ 



Примечания

Маяковский - детям. - Впервые в книге "Воспитание словом", "Советский писатель", М. 1964.

В основу статьи положены заметки "Маяковский - детям" (газ. "Правда", 1940, № 102, 12 апреля) и "Надпись на памятнике", "Литературная газета", 1955, № 45, 14 апреля.

С.Я. Маршак отмечает, что В.В. Маяковский шел самостоятельной дорогой, создавая "большую литературу для маленьких". Но, судя по имеющимся свидетельствам, он с вниманием и глубоким уважением следил за деятельностью Самуила Яковлевича. В библиотеке Маршака хранится книга В.В. Маяковского "Конь-огонь" (ГИЗ, М. 1928) с дарственной надписью: "Замечательному Маршаку Маяковский. 11/I 30 г.". Л. Кассиль вспоминает, что, когда он, готовясь к встрече с С.Я. Маршаком, обнаружил перед В.В. Маяковским, что он незнаком с поэзией автора "Цирка", произошла следующая сцена:

"- Слушайте! - оглушил он меня своим басом. - Вы это что?.. Вы, я вижу, совсем темный еще! Неужели вот и этого не знаете? - Он широко повел рукой. - "По проволоке дама идет, как телеграмма...".

- Это-то знаю, - пробормотал я. - Помните, когда мы по Таганке шли, там еще через канаву мосточки были проложены. Вы всё повторяли. Я думал, это вы сами сочинили.

- Если бы я придумал такие строки, я бы не по мосточкам, а по Кузнецкому мосту целый месяц гордый бы ходил! - прорычал Маяковский. - Это же у него в "Цирке". До чего ж здорово! - Он прошелся по комнате, постоял, как бы вслушиваясь, и скрылся у себя в кабинете, откуда еще несколько раз донеслось вполголоса на разные тона баса пробуемое: "По проволоке дама идет, как телеграмма". Здорово!" (Л. Кассиль, Высокое близкое. - "Литературная Россия", 1967, №1, 1 января, стр. 10).

1. Книга В.В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо" вышла в Ленинграде в издательстве "Прибой" в 1925 г.  ↑ 

2. "Возьмем винтовки новые" (газ. "Пионерская правда", 1927, № 11, 18 июня).  ↑ 

3. "Майская песенка" была опубликована в журнале "Еж", 1928, № 4, апрель.  ↑ 

4. "История Власа, лентяя и лоботряса", "Молодая гвардия", М. 1927.  ↑ 

5. См.: В.В. Маяковский, Из беседы с сотрудником газеты "Эпоха" (Польша) - 1927 г. См.: В.В. Маяковский, Полн. собр. соч. в 13 тт., т. 13, Гослитиздат, М. 1961, стр. 234.  ↑ 

6. Речь идет о книге "Конь-огонь", ГИЗ, М. 1928.  ↑ 

7. Видимо, речь идет о детской книге "Прочти и катай в Париж и Китай", ГИЗ, М. 1929.  ↑ 

8. Кроме перечисленных произведений, при жизни В.В. Маяковского были опубликованы: "Сказка о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий", "Московский рабочий", М. 1925; "Гуляем", "Прибой", Л. 1926; "Это книжечка моя про моря и про маяк", "Молодая гвардия", М. 1927; "Что ни страница, то слон, то львица", "Заккнига", Тифлис, 1928; "Кем быть?", ГИЗ, М. 1929; в газете "Пионерская правда" была опубликована "Десятилетняя песня" (1928, № 15 (158) 22 февраля).  ↑ 


<<

Содержание

>>

При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/

Яндекс.Метрика