С. Маршак

Воспитание словом

Заметки и воспоминания

Пушкин и "младое племя"

1

Мы знали и любили Пушкина с юности.

Он никогда не заставлял нас смеяться громко и весело, как смеялись мы при чтении Гоголя. Мы не плакали над ним, как над повестями и романами Достоевского.

Но почему-то Пушкин был нам дороже всех в литературе. Стиль его мы признавали мерилом всякого стиля.

И при всем том он никогда не казался нам небожителем, олимпийцем.

С каждым годом мы открывали его для себя вновь и вновь, как бы измеряя глубиной понимания пушкинских строк свой собственный рост. И последним звеном, сближавшим поэта с нами, были его полные душевной открытости и человечности письма.

Во всей нашей литературе нет человека, которого мы любили бы более личной любовью. Недаром мы относимся к его друзьям и врагам, как к своим собственным.

2

Мы знали и любили Пушкина с детства, но никогда не писали о нем так много стихов и прозы, как пишут сейчас советские школьники. Может быть, иные из нас и рисовали в своих школьных тетрадях портреты Пушкина и его героев, но выставку из наших рисунков нельзя было бы составить.

А теперь такую выставку можно открыть чуть ли не в каждой школе Советского Союза.

В детских рисунках вы найдете и домик Арины Родионовны, и бородатого Черномора, и Алеко, и Кавказского пленника.

Наши дети гораздо смелее, чем были мы в детстве: они не боятся сочинять, придумывать, громко говорить. Они храбро берутся за карандаши и кисти.

Вот передо мною очень интересная тетрадка. Круглым детским почерком исписано в ней сверху донизу шестнадцать страничек. Это не классное сочинение, а "Случайно уцелевшая часть записок Швабрина, которые он вел в тюремной камере Казанской крепости перед своею казнью в 1774 год)".

Автор - ленинградский школьник.

"...Кибитка моя медленно скользила по усыпанной снегом и едва заметной в степи дороге. Я дремал, устав от продолжительного пути. Ямщик сидел молча... Мне снился Петербург, который я так недавно оставил, балы, мои столичные знакомые, княжна Анна...

Начало уже темнеть, когда мы подъехали к Белогорской крепости..."

Мальчик, написавший это, учится в 6-м классе. Значит, ему не более 12-13 лет. А посмотрите, как хорошо он усвоил стиль пушкинской прозы - спокойной, точной и сдержанной. Да и задача, которую он поставил перед собой, заслуживает внимания.

Пушкин в "Капитанской дочке" ведет рассказ от лица Гринева. Ленинградский школьник попробовал взглянуть на те же события глазами соперника Гринева - Швабрина. А это меняет все оценки, все положения и характеристики.

И надо отдать справедливость маленькому автору: он никогда не сбивается с принятого им тона. Он не забывает, что Швабрин - светский человек, гвардейский офицер, по сравнению с которым Гринев - скромный провинциал, "дворянский недоросль", выросший в деревне.

Мальчик не забывает, в какое время и в какой среде живет и действует герой его и Пушкина - Швабрин. Стиль "Записок" несколько архаичен (конечно, в меру сил автора).

Вы найдете в "Записках" даже фразу, которая начинается так:

"Que voluez-vous! Видно, судьба предначертала мне такую жизнь и такую участь..."

3

"Записки Швабрина" взяты мною из толстой папки, полной детских рассказов, стихов, школьных сочинений. Все это посвящено Пушкину. Но не все, конечно, одинаково хорошо.

Вот вам одно из сочинений. Автор его на целых четыре класса старше того мальчика, который сочинил "Записки Швабрина". В этом году он кончает школу.

Юноша пишет об "Евгении Онегине". Но послушайте, как пишет!

"...Для спасения дворянства Пушкин хочет женить Онегина на Татьяне, но внутренняя правда образов не позволила ему спасти разлагавшийся класс. Саму Татьяну он, однако, не дает в обиду, - она не заражается теми элементами разложения, которые несет с собой Онегин..."

"...Пути Онегина и Татьяны социологически расходятся. Выпавший из своего классового коллектива, одиночка Онегин пускается в "странствие без цели", вернее, в последнее странствие ("Идет на мертвеца похожий").

Это естественно, так как он - представитель вымиравшего дворянства, последний в роде, и без Татьяны смерть - его единственная участь. Татьяна, наоборот, "навек" утверждается в своем классе. Замужество ее тоже не случайно: генерал обеими ногами стоит в своем классе..."

Совершенно непонятно, как мог юноша лет 16-17 усмотреть в "Евгении Онегине" одни только псевдосоциологические аллегории?

Кто научил его выдергивать и приводить в качестве цитат - к месту и не к месту - отдельные строчки и даже отдельные слова поэмы ("Идет на мертвеца похожий")?

Я уже не говорю о том, что этого десятиклассника плохо обучили грамоте да и "политграмоте".

Хорошо, что сочинений, похожих на это, оказалось в большой школьной папке немного.

По счастью, среди ученических работ наших детей рядом с унылой схоластикой, воспринятой на плохих уроках словесности, попадаются страницы, полные ума, чувства, непосредственных и горячих переживаний.

К юбилею Пушкина ученик 9-го класса одной из ленинградских школ написал сочинение, которое называется "За чтением Пушкина".

"...Я полюбил Пушкина очень недавно, в это лето. Раньше я к его произведениям относился как-то безразлично, как и ко множеству других писателей.

Но однажды случилось, что у меня несколько дней подряд не выходил довольно сложный рисунок. Как я ни бился, я никак не мог найти ошибку; это меня приводило в бешенство, угнетало и отравляло на целые дни.

Случайно я взял книгу, какая попалась под руку, и пошел в лес. Оказалось, что это были избранные сочинения Пушкина; я начал читать и, к своему удивлению, в первый раз почувствовал всю пленительную силу, чистоту и легкость стиха Пушкина. Впервые меня поразили блеск и остроумие лирических отступлений, чудесные картины природы. Сколько чувства, любви, вдумчивости оказалось по отношению к ней у Пушкина. Как мастерски, какими скупыми, подчас даже отдельными чертами, обобщенными в одно законченное целое, рисовал он замечательные по силе и красоте пейзажи.

Невольно я стал сравнивать стихи Пушкина с живописью, стал искать ошибки в своем рисунке и увидел, что увлекся мелочами, что не давал обобщения. И тут в памяти моей всплыли увиденные мною в музее рукописи Пушкина, его упорная работа над стихом, над каждым словом, его придирки к самому себе. Во мне поднялось желание борьбы, рассеялось грустное настроение, - я понял: рано сдаваться, надо лепить форму, раскрывать ее так, как раскрывает Пушкин образы своих героев..."

4

Пушкинский юбилей в нашей стране - это не одни только заседания, манифестации у памятника и концерты. Это - серьезное дело, которое началось задолго до юбилейной даты и не окончится на другой день после торжественных заседаний. Множество людей за время подготовки к столетней годовщине со дня гибели поэта узнало его глубже и полюбило сильнее.

Постараемся же, чтобы и паша молодежь узнала и полюбила настоящего Пушкина, как тот школьник, которого Пушкин научил рисовать.

1937



Примечания

Пушкин и "младое племя". - Впервые под заглавием "О Пушкине и трех школьниках" в газете "Известия", 1937, № 34, 8 февраля.


<<

Содержание

>>

При использовании материалов обязательна
активная ссылка на сайт http://s-marshak.ru/

Яндекс.Метрика